Типология организационной культуры. Центр молодежного инновационного творчества: опыт создания и результаты деятельности Проблемы внедрения инноваций

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

May 20th, 2015 , 09:55 am

Фрезерный станок с ЧПУ

Робототехника:


Вот она попытка создания кружков, которые в свое время дали стране Сергей Королева (Гениального конструктора ракет), Александра Яковлева (Талантливого авиаконструктура), Ростислава Алексеева (создателя судна на подводных крыльях и экраноплана) и многих других.

И вот прошел год работы, ЦентрИТ приглашает прийти и посмотреть воочию, как дети преуспели в обращении с сложным оборудованием.
За год событий вокгруг этого центра произошло столько, что хватит на целую жизнь.
Но обо всем по порядку.

Сначала посмотрим, чего сумели добиться в ЦентрИТе:
21 мая 2015 года в 17.00 во дворе ФТЛ № 1. (Ждите репортаж с годовщины)

Потом поговорим о проблемах, с которыми пришлось столкнуться. (А они оказались, ох какие неожиданные.)

И наконец, попробуем ответить на вопрос: Есть ли будущее у такого многообещающего начинания, как возрождение технических кружков?
В советское время эффект был ощутимым, но была другая страна. Сумеем ли повторить успешный опыт?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и содержание инноваций. Составляющие нововведения, организация инновационной деятельности. Роль и место фактора инноваций в развитии страны, изучение особенностей инновационной системы. Государственное финансирование инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Основные аспекты инновационной деятельности. Организация управления инновационной деятельностью. Методы внедрения инноваций в организации. Управление персоналом и инновационная деятельность в организации. Социальный аспект инноваций.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2003

    Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности, формы и механизмы организации на предприятии. Оценка эффективности инноваций в организации. Анализ внешней среды предприятия. Методы совершенствования организации инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2013

    Понятие инноваций. Риски в инновационной деятельности. Методы управления рисками в инновационной деятельности. Методы оценки коммерческих рисков в инновационной деятельности. Факторы рисков и критерии их оценки. Инновационный менеджмент.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2005

    Понятие инновации в экономической науке. Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии. Творческая активность персонала фирмы и внедрение инноваций на предприятии. Комплекс организационных форм инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

    Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности. Сущность инноваций, их виды, основные стимулы и цели инновационной деятельности. Влияние инноваций на качество и конкурентоспособность продукции и на предприятие в целом.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2010

    Экономическая сущность инноваций, их классификация и разновидности, методы управления на предприятии. Анализ экономического состояния предприятия на основе технико-экономических показателей, пути совершенствования управления инновационной деятельностью.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2009

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – это открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию, прототипированию и работе на станках.

Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT). Проект вырос из университетского курса профессора MIT Нила Гершенфельда «Как сделать (почти) все, что угодно».

В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель – обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

Как открыть ЦМИТ

Открытие ЦМИТ можно сравнить с открытием центра повышения квалификации или творческого клуба: необходимо зарегистрировать компанию, составить устав, арендовать помещение, закупить оборудование и… вперед! Бизнес-план может быть достаточно простым. Основных статей дохода несколько:

  • выполнение небольших заказов, например, по прототипированию, 3D-печати или автоматике;
  • проведение инженерной школы для детей и взрослых;
  • мини-производство серий продукции.

Статьи расхода тоже несложно спрогнозировать:

  • арендная плата;
  • закупка оборудования, ПО и материалов;
  • зарплата сотрудникам;
  • налоги и ряд постоянных издержек.

Шаги, которые необходимо сделать, чтобы открыть ЦМИТ, не отличаются от тех, которые требуются для запуска любого офлайнового бизнеса. Другой вопрос, если речь идет о создании такого центра при наличии господдержки.

Проект по созданию ЦМИТ был поддержан в рамках Программы господдержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России . Согласно этому документу субъекты малого предпринимательства могут претендовать на субсидии федерального бюджета в размере ₽7 млн.

Кто дает субсидии

Субсидию на реализацию проекта можно получить в рамках конкурса «Поддержка центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) ». Заявки на участие в конкурсе принимает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, или «фонд Бортника» – прим.ред.).

Кто может рассчитывать на субсидию

На получение субсидии могут рассчитывать юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ:

  • размер выручки за предыдущий год без учета НДС не превышает ₽800 млн;
  • средняя численность работников не более 100 человек;
  • доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49%.

Компания должна являться участником программы государственной поддержки МСП Минэкономразвития России по созданию или обеспечению деятельности ЦМИТ, либо действовать в интересах уже созданных ЦМИТ, а также иметь ОКВЭД 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1.

Заявляемый проект не должен иметь других бюджетных источников финансирования в течение всего периода реализации проекта с использованием гранта и каких-либо других незавершенных отношений с Фондом содействия инновациям. Сами участники проекта – физические лица тоже не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом содействия инновациям.

На что тратить деньги

Субсидии федерального бюджета можно использовать только на утвержденные направления деятельности:

  • приобретение высокотехнологичного оборудования (с комплектом запчастей и расходных материалов);
  • приобретение электронно-вычислительной техники (оборудования для обработки информации);
  • приобретение программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования;
  • обеспечение связи;
  • финансовое обеспечение образовательных проектов и мероприятий по вовлечению детей и молодежи в инновационную деятельность.

Требования к центрам

Существует ряд требований, которым ЦМИТ должен соответствовать:

  • наличие собственных или арендованных помещений площадью не более 120 кв. м для размещения оборудования;
  • наличие стандартного набора оборудования;
  • наличие в штате не менее двух специалистов, умеющих работать с этим оборудованием;
  • наличие в штате специалистов, имеющих опыт работы с детьми;
  • предоставление открытого доступа к оборудованию;
  • наличие интернет-связи и интернет-портала.

Кроме того, организаторы ЦМИТ должны обеспечивать его деятельность на протяжении 10 лет с момента создания.

Стандартный набор оборудования

Список стандартного оборудования центра невелик: 3D принтер и сканер, фрезерный станок и станок лазерной резки, режущий плоттер. Для работы центра также необходима оргтехника: компьютеры или ноутбуки, принтеры, сканеры, телефоны.

Мнения

Полина Дятлова, руководитель Фаблаб «Политех» (Россия, Санкт-Петербург):

– В 2011 году Политехнический университет отправил нас с коллегами на стажировку в Фаблаб при архитектурном университете Каталонии (Испания, Барселона). Примерно в это же время в России открылась программа поддержки ЦМИТов от Минэкономразвития России. Наша команда взялась за организацию подобного центра на базе Политехнического университета и получила первый грант от Фонда содействия инновациям, Минэкономразвития и Правительства Санкт-Петербурга.

Для популяризации инженерного творчества среди молодежи, мы организуем инженерные школы, недели науки, интенсивы для абитуриентов. В основном мы получаем финансовую поддержку от Политехнического университета, а так же в виде грантов от фондов и институтов развития, но бывают и коммерческие заказы. По своему опыту скажу, что главное – ничего не бояться, идти вперед, проверять на практике возникающие проектные и организационные гипотезы.

Руководитель Фаблаба «Политех» Полина Дятлова на награждении Fabacacademy 2016

Гжегош Белика, вице-президент Фаблаб «Лодзь» (Польша, Лодзь):

– Наша формула существования: оставаться независимыми от государственных грантов и субсидий. История фандрайзинга у нас довольно сложная: 90% средств, полученные в течении последних трех, лет были собраны за счет индивидуальной работы с частными фондами. Мы также привлекаем к сотрудничеству бизнес, проводим краудфандинговые кампании…

Целевая аудитория нашего центра – это энтузиасты движения DIY (do it yourself – «сделай сам»). Мы предоставляем творческое и инновационное пространство (в том числе и оборудование) для развития и самореализации. Помимо этого, проводим курсы по 3D-моделированию, программированию, дизайну одежды и даже сварке.

3D-принтер Фаблаба «Лодзь» для ZSP 20

ЦМИТ России

По данным РВК сегодня в стране существуют 226 ЦМИТ в 32 регионах. В наиболее полном списке, который представлен на сайте Сообщества ЦМИТ и фаблабов России, – 154 организации. Согласно исследованию, проведенному компанией Docsourcing , у 65 центров из этого списка есть актуальный сайт или своя страница в соцсетях, где представлены минимальные данные об организации, в том числе адрес и контакты.

41 ЦМИТ из этих 65-ти – полностью некоммерческие, то есть не получают никакой прибыли и действуют за счет грантов и спонсоров. Коммерческую модель существования выбрали 24 организации. Большая их часть проводит платные курсы и тренинги, меньшая – оказывает услуги: изготовление небольших партий продукции, аренду оборудования, площадей и пр.

Ниже – список 65 наиболее активных российских ЦМИТ:

UPD: еще пять ЦМИТ внесены в список, теперь их 70

Название

Город

Сайт

Специализация

Архангельский центр инновационного молодежного творчества

Лазерная резка, фрезерная обработка с ЧПУ, 3D-сканирование

ЦМИТ «ЛИРа»

3D-печать, 3D-принтеры, робототехника, моделирование

Фаблаб «Интеркот»

Робототехника

Фаблаб «Эврика»

Программирование, электроника, робототехника, биомедицина

ЦМИТ «Творческая лаборатория «Генезис» Дмитров https://www.facebook.com/labgenesis.dm/ 3д-моделирование, электроника, робототехника и системы дистанционного управления
ЦМИТ «Прогресс» Дмитровград цмитпрогресс.рф Радиотехника и электроника Arduino, 3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка и гравировка, фрезеровка, плоттерная резка, робототехника, беспилотные летательные аппараты

ЦМИТ «Политех»

Робототехника, электроника, web-программирование, С++1, лазерная резка и гравировка

Лаборатория робототехники «Космопорт»

Робототехника

ЦМИТ «Жуковский»

3D-принтеры, лазерные станки, фрезерные станки

ЦМИТ «Юность»

3D-сканирование, 3D-печать, 3D-моделирование, лазерная гравировка

ЦМИТ «Агентство Инноваций»

ЦМИТ «Фабрика дизайна»

3D-сканирование, 3D-моделирование, 3D-печать

ЦМИТ «Байкал»

3D-принтеры, электроника и робототехника

ЦМИТ «Цифровой дом»

Робототехника, инженерия, прототипирование, мультипликация, звукорежиссура, живопись, журналистика

Центр молодежного инновационного творчества

3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Композит»

Робототехника

ЦМИТ «Фаблаб Ангар» Красноярск http://fablab24.ru/ 3D-печать, лазерная резка, гравировка, фрезерный станок, режущий плоттер, ленточнопильный станок, токарно-винторезный станок

ЦМИТ Республики Тыва

Робототехника

ЦМИТ «Новатор»

Обучение изобретательству, рационализации, 3D-моделирование, прототипирование, программирование, робототехника, лазерная резка

Детский университет МПГУ

Робототехника, электротехника

Производственная база «3D идеи»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Bauman Fab Lab»

3D-технологии, робототехника

ЦМИТ «Лидер»

3D-сканирование, 3D-печать, лазерная гравировка, лазерная резка, 3D-моделирование, проектирование

ЦМИТ при Научном парке МГУ

3D-моделирование, 3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка/гравировка, фрезерование, прототипирование

Центр прототипирования МИИТ

3D-проектирование, 3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Вертикальный взлет»

3D-принтеры, 3D-ручки, лазер с ЧПУ, фрезер с ЧПУ

ЦМИТ «РобоSkaрт»

3D моделирование, 3D сканирование, 3D печать

ЦМИТ «Русский инженер»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, проектирование, программирование

ЦМИТ «Суперлаб»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

Инновационная лаборатория «MOUSE LAB»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «Wisteria Lane»

Робототехника, авиамоделирование, автомоделирование, судомоделирование, архитектура и искусство, программирование, транспортные и космические системы, 3D-проектирование, 3D-дизайн, web-дизайн

ЦМИТ «Академия»

3D-печать, 3D-сканирование, лазерная резка/гравировка, фрезерование, прототипирование

ЦМИТ «Бионик Лаб»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать

ЦМИТ «Куб»

3D-моделирование, 3D-сканирование, 3D-печать, лазерные станки

ЦМИТ «Роботы и гаджеты» Москва

В.И.Рыбакова

Вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная деятельность фактором развития творчества педагогов? Практика инновационной деятельности педагогических коллективов, отдельных педагогов убедительно доказывает это.

В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

По итогам аттестации высшую категорию получили в 1993 году - 34 преподавателя, 1994 - 233, 1995 - 270, 1996 - 301, в текущем году на высшую квалификационную категорию претендуют 1083 педагога.

Формой квалификационнных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.

Руководители учреждений, реализуя инновационные проекты, приходят к осмыслению управленческого аспекта инновационной деятельности. Именно режим развития требует перехода от руководства к управлению, осмысления программно-целевого подхода, создания концепции развития образовательного учреждения, освоения научных основ управления.

Взаимодействуя с наукой, практики включаются в реальную исследовательскую работу, совершенствуют навыки аналитической и прогностической деятельности.

В банк данных информационно-педагогического центра занесено 450 творческих работ и проектов, большинство из них пользуются спросом не только в области, но и за ее пределами, только в 1996 году по этому поводу обращались более 300 человек. Наиболее популярны у педагогов темы и проекты по новым технологиям обучения, нетрадиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, коррекционной педагогике, сельской школе, работе с родителями, русской национальной школе. Спрос тоже свидетельствует о стремлении педагогов к творчеству.

Я полагаю, что не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.

Несмотря на тяжелые финансовые сложности, приток желающих пройти курсы не ослабевает, только за прошлый год в различных формах переподготовки и повышения квалификации приняли участие 12 тыс. педагогов и руководителей.

Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка в области, включившая в себя:

создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;

формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;

создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;

формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости для региона и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;

создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;

создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;

создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования и на уровне региона;

обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;

создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.

Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.

Одно из необходимых условий реализации принципа основного звена - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:

материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;

моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;

профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.

Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем мы выделили главные и наметили пути их решения.

Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.

Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т.д.).

Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.

Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.

Недостаточная компетентность исполнителей проектов вызывает необходимость создания экспериментальных и стажерских площадок в образовательных учреждениях и управленческих структурах; проведения интенсивно-технологических курсов, индивидуальных консультаций, расширения организационно-деятельностных игр как формы работы в отдельных творческих группах, целых педагогических коллективах учреждений и территориальных образований.

К практическим результатам внедрения новой модели управления инновационной деятельностью образовательных учреждений в регионе можно отнести следующие факты.

В 1995 - 1996 учебном году уже 80% школ области в учебных планах имело 70 новых предметов и курсов, направленных на гуманитаризацию образования, сохранение и возрождение национального характера школы, допрофессиональную ориентацию и подготовку, социальную адаптацию и реабилитацию учащихся и воспитанников.

В 20% школ обеспечено раннее изучение основ информатики и вычислительной техники, иностранного языка, пропедевтических курсов физики, химии; в 40% школ введен выбор учащимися углубленного изучения отдельных предметов. Формируется целостная система поддержки талантливых детей. Для детей, имеющих проблемы в развитии, расширена сеть социальных учреждений и сформированы в составе общеобразовательных учреждений классы компенсирующего обучения, выравнивания, классы по медицинским показаниям, группы разновозрастного обучения, группы без базового образования в учреждениях начального профессионального образования, формируется домашняя система обучения.

Создаются центры социальной помощи детям; методико-педагогические школы, психологические службы, культурно-образовательные центры, службы доверия и т.д.

На уровне региона созданы телекоммуникационный центр дистанционного обучения школьников с филиалами в шести городах и четырех районных центрах; очно-заочные школы русской филологии и культуры, математическая, физико-техническая; продолжается процесс включения всех средних школ в международные образовательные телекоммуникационные сети ИНТЕРНЕТ.