Особенности и формы средневековой торговли. Торговля в средние века Торговля в средние века расширение торговых связей

УДК 316.4.051

ЕВРОПЕЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аборвалова Ольга Николаевна,

доцент, кандидат социологических наук, доцент Саратовский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Саратов, Россия

aborvalova@yandex. ru

В статье рассматривается специфика развития торговли в странах Европы в период феодализма, формирование купеческих гильдий, как формы организации торгового сообщества. Прослеживается влияние религии на развитие торговых отношений.

Ключевые слова: феодальная торговля; купеческие гильдии; религия и торговля; ярмарочная торговля; Ганзейский торговый союз.

EUROPEAN TRADE IN THE MIDDLE AGES Olga Aborvalova,

associate Professor, PhD in Sociology, Associate Professor

Saratov Institute (Branch), Russian State Trade and Economic University,

Saratov, Russia aborvalova@yandex. ru

This article discusses the specifics of the development of trade in Europe in the feudal period, the formation of merchant guilds as a form of organization of the trading community. Shows the influence of religion on the development of trade relations.

Keywords: feudal trade; merchant guilds; religion and trade; Fair trade; the Hanseatic trade union.

Вплоть до XIII в. развитие европейской торговли, равно как и российской, значительно сдерживало наличие факторов объективного характера, к которым следует отнести слабую покупательную способность основной массы населения, состоявшего преимущественно из крестьян. Кроме этого, феодальная раздробленность усиливала власть сеньоров, пользуясь которой они собирали многочисленные пошлины - за выставление товара, вымеривание и взвешивание, проезд через переправу и др. Так, например, во Франции, при провозе товаров по реке Луаре пошлина взималась 70 раз . Продажа товаров на рынках была так же обременена различными платежами. Купец даже дома не мог продавать больше определенного количества товара, не прибегая к сеньориальным весам, мере или аршину, а за это надо было платить.

Развитие торговли тормозило плохое состояние дорог, мостов (или их полное отсутствие), из-за чего доставка товаров была крайне затруднена, особенно в периоды межсезонья. Немаловажную роль играло отсутствие ночлега и безопасности по пути следования на дорогах. В связи с чем, купцы были вынуждены сами сопровождать свои товары верхом, с мечом у седла, пытаясь защитить себя и перевозимый груз.

В тоже время, самое далекое путешествие было и самым выгодным для купца. Желание получить прибыль, уравновешивалось переносимыми тяготами, риском и опасностями путешествия. Купец средневековья всегда в дороге. Неслучайно купцов этого времени называли «пыльные ноги».

Законный статут купцов обеспечивал им особое место в обществе, вместе с этим, из-за бродячего образа жизни, на них, всюду смотрели, как на чужаков. Никто не знал происхождения этих вечных скитальцев, большая часть которых не была свободного происхождения. Хотя по существующему Закону этого времени, свободным считался любой человек, который не был приписан к

господину, а доказать обратное было практически невозможно. Отсюда следовало, что купцов, можно было позиционировать как свободных людей. Если аграрная культура сделала из крестьянина человека, нормой для которого было рабство, то торговля сделала из купца человека, нормальным условием жизнедеятельности которого была свобода.

Для защиты своих интересов средневековые купцы объединялись в особые торговые корпорации - гильдии. В XI - XII вв. такие гильдии существовали в Англии, Франции, Фландрии, Г ермании. Известны они были и в России.

Участники гильдии, объединявшей купцов какого-либо города (как в Европе), или торговавшие определенным видом товаров (как в России, например, «суконщики», «виноторговцы» и др.) сообща охраняли перевозимые товары, добивались их выгодного сбыта через ярмарочную торговлю, создания подворий, получения правовых и таможенных льгот. В своем городе гильдии гарантировали купцам выгодную для них продажу привозимых товаров, закрепляя за собой монопольное право на розничный сбыт, который был более доходным. Как правило, каждая гильдия имела свое управление. Во главе гильдии стоял старейшина, его помощники и выборный совет.

В период раннего средневековья отношение католической церкви к торговле и купечеству было крайне противоречивым, что, в свою очередь, оказывало существенное влияние на развитие торговли. С одной стороны, торговля воспринималась служителями католической церкви как необходимое занятие для получения экономической выгоды, с другой - расценивалось как ремесло, неугодное богу. Особое негодование вызывало ростовщичество. Апологеты христианской церкви сулили ростовщикам адские муки. Ростовщичество было официально запрещено христианам. Каноническое право боролось против выдачи денег в рост (ростовщичество), которое церковь осуждала, называя это лихоимством. Заимодавцами могли быть только иноверцы, то есть евреи. Религиозная нетерпимость провоцировала гонения на евреев, их расселение в гетто, как норму отношений. В Х1-Х11 вв. отношение

католической церкви к торговле и купечеству меняется. Это связано с тем, что в рассматриваемый период церковь, накопив значительные богатства и приобретя крупные земельные владения, стала оказывать активную поддержку купцам, искореняя предубеждения против них со стороны сеньоров.

XII и XIII вв. характеризует устойчивое развитие общественных систем, рост народонаселения, увеличение частоты межстрановых сообщений. Все это ведет к тому, что торговля быстро набирает высокие темпы и становится чрезвычайно деятельной.

Самое оживленное торговое движение в средние века, так же как и в древние, совершалось по Средиземному морю, центром которого была Византия. Это было обусловлено тем, что ее владения занимали большую часть восточного берега Средиземного моря, включая и Черное море. Византия оказывала посреднические услуги в торговле Востока с Западом - Азии с Европой. Сюда приезжали итальянские, немецкие, болгарские, русские, персидские, арабские купцы. Со времени крестовых походов, когда морские силы Византии пришли в упадок, на Средиземном море начали господствовать торговые флоты итальянских городов - Венеции, Генуи, Пизы и некоторых других. Во времена Латинской империи главную торговлю Востока захватила в свои руки Венеция. Ее колония Тана, расположенная в устье Дона (Азов, близ древнегреческой колонии Танаис), стала перевалочным пунктом восточных товаров, приходивших из Средней Азии по Каспийскому морю, Нижней Волге и Нижнему Дону. Впоследствии, после восстановления Византийской империи с помощью генуэзцев, торговое преобладание на Черном море перешло в руки последних. Генуэзцы основали в Крыму несколько процветающих колоний, из которых наибольшее значение получила Кафа (древняя Феодосия). Главным товаром этой восточной торговли служили невольники, которых венецианцы и генуэзцы покупали в портах Черного моря, Сирии и Египта. В описываемое время Россия находилась под гнетом татарского ига и многие знатные фамилии

Венеции и Генуи разбогатели, торгуя русскими пленниками, которых они покупали у татар.

Другая торговая магистраль, параллельная Средиземному морю, открывала западноевропейским купцам доступ на скандинавские, немецкие и русские рынки: это были Северное и Балтийское моря, которые заменили сухопутные дороги. Но производившаяся здесь торговля была отлична от той, которая развилась на Средиземном море.

Средиземноморская торговля снабжала Европу лишь предметами роскоши, Балтийское и Северное моря обеспечивали ее сырыми продуктами. Любекские, бременские и амстердамские судовщики ездили в Англию за шкурами, в Берген - за норвежским лесом, в Швецию - за смолой и за древесной золой для окраски, в Ревель и Ригу - за продуктами, которыми торговали на новгородских ярмарках, за русскими мехами, кожами и салом. В обмен на товары, которыми снабжалась вся Европа, они приобретали в Брюгге высоко ценимые повсюду фландрийские ткани, а также пряности, съестные припасы и ценные вещи, привозившиеся сюда со Средиземного моря, и развозили их по северным странам.

Средние века были эпохой внутренних морей, а средневековая торговля в значительной мере была морской или речной. Купцы предпочитали речные дороги сухопутным, как более дешевые и безопасные.

Однако с середины XIII в. начинает устанавливаться регулярное сообщение и по большим дорогам. В это время большие и малые дороги усеяны рынками, куда сходились купцы и потребители для заключения сделок. Рынков было в средние века бесчисленное количество: сеньоры устраивали рынки на своих землях и привлекали сюда купцов с тем, чтобы взимать за продажу товаров и постановку лавок плату.

Наряду с этим формируются крупные торговые центры, такие как рынки Руана, Реймса, Орлеана, Тулузы и др. Таковым был, например, гостиный двор в Париже, больше напоминавший восточный базар: торговцы швейным товаром

торговали по пятницам, суконщики - по субботам. Различные места были отведены кожевникам, сапожникам, медникам и торговцам железными изделиями, белошвейкам и лоскутникам, торговцам рыбой, зерном, мукой и хлебом. В дни, назначенные для торговли тем или другим товаром, коммерсанты данного цеха, имевшие лавки в Париже, обязаны были запирать свои магазины и торговать в гостином дворе под страхом штрафа, который в случае непослушания удваивался.

Средние века - период расцвета ярмарочной торговли, которые функционировали в определенное время. Важную роль, в развитии ярмарочной торговли, сыграла католическая церковь. Возникновение ярмарки было обусловлено, в первую очередь, необходимостью поиска безопасного и охраняемого места для обмена товарами. Покровительство духовного лица обеспечивало приезжающим на ярмарку безопасный проезд, обмен товаров, а также справедливое решение спорных вопросов в ходе торга. Кроме этого, осуждая междоусобные войны, церковь запрещала рыцарям сражаться в воскресные дни, церковные праздники, а также в дни проведения ярмарок. Церковь грозила отлучением, если клятва, данная рыцарями, нарушалась.

Некоторые исследователи, например, И. Кулишер , полагают, что торговля находилась в тесной связи с богослужением и часто происходила в церковные праздники. Даже слово «месса» обозначает и обедню и ярмарку. Иногда торговля происходила в самом храме одновременно со службой. Провозглашенный здесь «Божий мир» позволял избегать столкновений между рыцарями и иноземными купцами. Впоследствии торговля была перенесена на площадь перед церковью (как и в России, например, Макарьевская ярмарка), на которой производился обмен. Залогом мира был водружаемый на рыночной площади крест, что означало покровительство сеньора и церкви. Под их охраной находился не только каждый присутствующий на ярмарке, но и каждый на расстоянии в милю от нее, пока действовала ярмарка. Нарушение рыночного мира наказывалось присутствующим на ярмарке должностным

лицом - рыночным судьей. Кроме того, многие ярмарочные города, к примеру, такие как Кельн, Нюрнберг, Прага и др., были популярны потому, что там находились почитаемые верующими христианские святыни, привлекающие многочисленных паломников.

Значимой вехой развития торговли в северной Европе является возникновение в XIII в. Ганзейского союза - торгового объединения северонемецких городов во главе с Любеком. К XIV - XV вв. в этот союз входило уже до 100 городов, в том числе и некоторые прибалтийские города -Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Рига.

Экономическая роль Ганзы заключалась в монопольном посредничестве между производящими районами практически всей Европы и отчасти Средиземноморья. Система торговых отношений Ганзы опиралась на несколько торговых контор в основных производящих районах Европы - Лондоне, Венеции, Новгороде и др. В Любеке - столице Ганзы, собирались общие съезды ганзейских городов.

Военные силы Ганзы состояли из флота и войск отдельных городов. Власть в ганзейских городах находилась в руках купеческого патрициата. Интересы отдельных групп торговых городов часто не совпадали, разрешать спорные вопросы, был призван ганзейский апелляционный суд.

Активному развитию торговли способствовали великие географические открытия XV - XVII вв. Из стран Америки в Европу стало поступать огромное количество невиданных ранее, редких товаров. Распродать быстро товары, привезенные на больших судах, было достаточно сложно. Чтобы облегчить этот процесс и ускорить поставки товаров в розничную торговлю требовались оптовые торговцы. В этой ситуации богатые купцы скупали доставленный товар и затем распространяли его по розничным торговцам различных стран. Таким образом, развитие оптовой торговли, в лице купца - посредника, позволяло мореплавателям быстрее делать свой товарооборот, следствием чего

стало увеличение общего объема перевезенных и проданных за определенный промежуток времени товаров.

В это время купечество западной Европы расширяет круг своей торговой деятельности за счет привлечения стран Африки, Америки, Азии, принимая активное участие в их эксплуатации. Образуются большие торговые компании, которые настолько значительны, что добиваются установления торговой монополии в странах и даже регионах мира, как например, Ост-Индийские компании и др.

Географические открытия содействовали перемещению торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. Вследствие чего произошел спад торговли и экономический упадок Италии, Германии и, наоборот, в Англии, Нидерландах рост торговли и, как следствие, усиление экономики этих стран.

Открытие новых стран и, последовавшее за этим, новых торговых путей привело к значительному росту товарооборота между государствами, таким образом, можно говорить о том, что торговля стала приобретать мировой характер. Это ускорило процесс разложения феодализма и способствовало возникновению капиталистических отношений.

Развитие внешней торговли привело к созданию в этот период новых форм организации торгового капитала. Это различные торговые компании, в том числе и акционерные, биржи и т.п. Параллельно с торговым капиталом в этот период развивается ссудный, или банковский капитал, пришедший на смену средневековому ростовщичеству.

С укреплением централизованных государств постепенно менялись приоритеты: интересы феодалов и городов уступают место

общегосударственным интересам, и, оформлению торговой политики государства. В большей степени, это была политика протекционизма, т.е. политика поддержки отечественных купцов в конкурентной борьбе с иностранными купцами.

В целом расширение масштабов торговли вело к ликвидации территориальной замкнутости и ограниченности феодальных вотчин, способствовало усилению предпринимательской инициативы. Экономика первоначального накопления капитала двигалась в сторону свободы предпринимательства в торговле.

Литература

1. История экономики. Учебник. /Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И,Н. Шапкина. М., 2009.

2. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., 2002.

Рецензент:

Шахматова Н.В., доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

ТОРГОВЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Вопросы в тексте параграфа

Что способствовало широкому развитию торговли в Арабском халифате и Византийской империи?

Византийская империя благодаря своему географическому положению находились на перекрестках торговых путей. Это давало ей исключительные преимущества в торговле. Византия торговала и с Западом, и с Востоком. Арабский халифат тоже начинался с нескольких городов вдоль торговых путей. Впоследствии с присоединением новых стран, развитие торговли стало еще более интенсивным, поскольку при сильном централизованном правлении торговля стала безопасной и комфортной. Арабы активно занимались и международной торговлей, поставляя в Европу пряности и украшения.

Какие беды приносили населению европейских стран феодальная раздробленность?

Во времена раздробленности феодалы постоянно воевали друг с другом, решая все свои вопросы при помощи оружия. Естественно, страдало от этого в первую очередь простое население. Ведь для того, чтобы ослабить противника, не нужно даже атаковать его хорошо укрепленный замок. Достаточно уничтожить его крестьян, сжечь поля, разорить деревни – и враг лишится своих доходов.

Работаем с картой

В каких средневековых государствах было особенно много городов и ярмарок? Предположите почему. Найдите места самых известных ярмарок, названных в тексте учебника. Какие торговые города соперничали на Средиземном море? Подсчитайте, сколько городов входило в Ганзу. Чем объясняется их союз?

  • Множество городов и крупных ярмарок было на севере и северо-востоке Франции и в Священной Римской империи. Эти страны стали крупнейшими правопреемниками империи Карла Великого и переняли все достижения античных государств и империи франков.
  • Самые известные ярмарки были на севере франции в Брюгге, на северо-западе в Реймсе (Шампань), а также в крупных городах Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Кёльн, Бремен, Любек, Магдебург, Прага, Милан и т.д.
  • На Средиземном море соперничали два торговых города-республики Генуя и Венеция.
  • В Ганзу входили города, расположенные на севере и северо-востоке Европы, начиная от Лондона, Брюгге, Амстердама, Кёльна, Бремена, Любека… Всего в год основания Ганзы в нее входило около 70 городов. По мере роста союза в его составе было до 300 городов и портовых поселений.
  • Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Обобщение информации параграфа

1. Почему рост городов вел к расширению торговли?

Города были центрами ремесленного производства. Товары, производимые ремесленниками, использовались не только для собственного потребления, но в большей степени для продажи или обмена. Большое количество товара продавалось на городских ярмарках. Постепенно, ярмарки стали центрами не только для торговли с близлежащими территориями, но и для международной торговли. Городские купцы осваивали все новые и новые торговые маршруты.

2. В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье?

Товары для продажи приходилось перевозить на большие расстояния. Между городами и селениями были огромные пространства с полями, лесами, горами, реками. Зачастую между селениями не было пригодных дорог. Купцам приходилось не только выдерживать трудности путешествия, но и опасаться диких зверей и разбойников.

3. Какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком? Каковы были их отношения друг с другом? Для ответа используйте карту.

Сухопутные торговые пути опутывали всю территорию Западной Европы. Многие города были крупными ремесленными и торговыми центрами. Особенно можно выделить города Священной Римской империи Франкфурт, Нюрнберг, Прага, Кёльн. А также города Франции и Кастилии Париж, Брюгге, Реймс, Лион, Толедо, Севилья, Кордова и Гранада.

Морские торговые пути связывали города Северной Европы, скандинавские страны и северо-восточные города Руси. Наиболее важным в северной морской торговле считался Ганзейский торговый союз, объединивший сначала более 70 европейских городов (в последствии до 300 городов), а также русские города (Новгород, Архангельск), шведские и норвежские города (Стокгольм, Берген) и английские (Саутгемптон, Уинчестер и Лондон). На севере Европы крупные торговые города предпочли объединиться в союз, чтобы диктовать свои условия торговли.

Торговля с южными и восточными землями (Северная Африка, Египет, Сирия, Крым, Кавказ) велась через море в основном итальянскими торговыми городами-республиками Генуя и Венеция, которые постоянно враждовали между собой. Также большую роль в восточной торговле по- прежнему играли Константинополь, Александрия, Мессина, Кафа, прибрежные города Сирии и Палестины.

4. Расскажите о роли Ганзы в европейской торговле.

Ганза – крупнейший политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XIII века. В регистр Ганзы в разные времена входили до 300 городов, из них около 100 прибрежных портовых городов. Под ее влиянием находилось до 3 тысяч населенных пунктов. Союз был создан с целью обеспечения торговых привилегий для участников Ганзы. Зачастую Ганзейский союз достигал торговых преимуществ за счет политического и даже военного давления. Военной опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Значение Ганзейского союза невозможно переоценить, так как именно это явление в мировой экономике заложило основы международной торговли. Создание Ганзейского союза стало ответной реакцией европейских купцов на раздробленность государств Европы в Средневековье. Союз был призван защитить торговые интересы входящих в него городов.

Город Любек – сердце Ганзейского союза. В 1158 году имперский город быстро достиг расцвета, так как он с торговлей вышел в Балтийское море, а затем на острове Готланд была основана германская торговая компания. Готланд имел удачное расположение в море. Таким образом, в его порты входили корабли, чтобы команды могли отдохнуть, а судно привести в порядок. Спустя 100 лет, а именно в 1241 году, торговые союзы Любека и Гамбурга заключили сделку для защиты торговых путей, пролегавших между Балтийским и Северным морями. Так в 1256 году образовалась первая торговая группа приморских городов: Любек, Гамбург, Бремен, Кельн, Гданьск, Рига, Люнебург, Висмар, Росток и другие. Известно, что в год основания Ганзейского союза в него входило до 70 городов.

Участниками союза было решено, что все представительские дела будет вести Любек, так как его сенаторы и бургомистры считались более способными управлять торговыми делами. Кроме того, именно этот город взял на свой баланс расходы на охрану кораблей.

Руководители Ганзейского союза очень умело использовали положительные обстоятельства для того, чтобы прибрать к своим рукам торговые дела на Северном и Балтийском морях. Таким образом, у них появилась возможность по своему усмотрению устанавливать стоимость на товары, а также они стремились обрести влияние в странах, где существовал для них интерес, а также различные привилегии. Например, право на то, чтобы свободно организовывать колонии и торговать; право на приобретение домов и дворовых мест с представлением юрисдикции. Были такие случаи, когда опытные, политически талантливые и осмотрительные руководители союза умело пользовались слабыми сторонами и тяжелым положением соседних стран. Они косвенным или прямым путем ставили государство в зависимое положение для того, чтобы добиться нужных результатов.

Спустя несколько веков после основания союза в его состав входило почти двести городов. Развитию Ганзы способствовали единая денежная система, равноправие родных языков, а также равные права жителей городов данного союза. Примечательно, что ганзийцы распространяли идеи о здоровом образе жизни. Они активно внедряли представляемый ими деловой этикет. Открывали клубы, где купцы обменивались опытом и бизнес идеями, а также распространяли различные технологии производства продуктов и товаров. Популярными стали школы для начинающих ремесленников, которые открывались на территории Ганзейского союза. Считается, что для Средневековой Европы это было инновацией. Многие исследователи отмечают, что Ганза сформировала цивилизованный образ современной Европы, который мы сейчас с вами наблюдаем.

5. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?

Ярмарки устраивались как центры торговли. На них обменивались и продавались товары сначала из прилегающих к ярмарке земель, а затем и из других стран. В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в тавернах и лавках. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.

Наиболее известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. Также крупнейшие ярмарки средневековья проводились в Антверпене, Женеве и Лионе.

6. Чем занимались менялы, ростовщики, банкиры? Почему возникли эти городские профессии?

Менялы занимались обменом наличных денег. Поскольку в разных странах, да и на разных территориях существовали различные по весу и составу драгоценных металлов денежные носители, для осуществления торговли нужно было привести их все к единому значению. Менялы взвешивали монеты, проверяли их на подлинность, постоянно держали запасы монет различных государств. Естественно, за обмен монет менялы брали комиссию.

Ростовщики давали деньги в рост, т.е. ссуды под проценты. Они ссужали деньги крестьянам, ремесленникам, феодалам для покрытия их расходов на определенные нужды.

В Генуе с XII века менял начали называть банкирами (от итальянского слова banco – скамья, стол), менялы проводили свои операции за столами, которые ставились на городской площади. Менялы, объединяясь в товарищества, часто покупали право чеканить собственные монеты. Купцы стали отдавать свои деньги на хранение менялам. При этом, сосредотачивая у себя вклады купцов, менялы могли осуществлять безналичные расчеты между ними, без длительной процедуры, которая бы потребовалась для взвешивания и определения качества монеты.

Эти профессии возникли прежде всего для обеспечения развивающейся торговли и ремесленного производства. Они упрощали процедуру торговли, а также давали возможность расширить ремесленное производство за счет приобретения сырья, нового здания, новых орудий труда и т.д.

1. Что затрудняло развитие торговли в средневековой Европе, а что способствовало ей?

Развитию торговли мешали еще пока не развитые пути сообщения, опасности во время пути (нападение диких зверей, разбойников, военные действия), многочисленные поборы на таможенных пунктах у каждого феодала, постах, заставах, высокие процентные ставки у ростовщиков.

Развитию торговли способствовало увеличение объемов товарного производства, начало восстановления дорог и строительство новых путей, развитие денежной системы и совершенствование финансовых операций.

2. Представьте, что вы средневековый купец. Расскажите о своей деятельности. Какие радости и трудности в ней вы прежде всего отметите? Объясните, как вы относитесь к своей работе и почему именно так. Поспорьте от имени купца с церковниками, утверждавшими, что «ремесло купца неугодно Богу».

Через три дня я отправляюсь с караваном на ярмарку в Шампань. А неделю назад я вернулся с на кораблях моей гильдии из торгового похода в Сирию, привез товары, которые смогу выгодно продать на севере. Я люблю плавать на венецианских кораблях и посещать разные страны, но путешествовать по суше все-таки я люблю больше. Как-никак под ногами твердая земля. Если на караван нападут, конечно, придется сражаться не только охране каравана, но и мне, однако на земле всегда есть возможность убежать. А куда убежишь на море при нападении пиратов? Вот поэтому я и отправляюсь из славного торгового города Генуи на северо-восток Франции по суше, а не по морю. К тому же так будет быстрее, чем огибать на корабле всю Италию, Кастилию, а потом посуху долго добираться до ярмарки в Шампани через всю Францию. Традиции традициями, но это невыгодно.

Конечно же я еду не один, со мной едут еще пять купцов из нашей гильдии. Мы отобрали товары для продажи – на севере очень ценятся восточные пряности, тончайшие шелка, заморские вина и мечи из дамасской стали. Финансовое обеспечение похода мы тоже распределили поровну и наняли охрану, поделим и многочисленные таможенные расходы. Часть денег мы уже перевели в Шампань через городского банкира. Путь неблизкий и опасный, через Милан, горы Альпы до Цюриха, а потом до Реймса. Но ведь судьба любит рьяных и удачливых. Это про меня. Я обожаю сам дух путешествия. Возможно, нам не раз придется вынимать мечи из ножен, но оно того стоит.

И пускай святоши говорят, что наше дело не угодно Богу. Они говорят, что мы наживаемся на потребностях других, ничего не делая сами. Они просто не понимают, какие трудности нам приходится преодолевать во время путешествия – мерзнуть на ветру, спать под дождем или снегом, идти впроголодь, защищать караван от волков и от тех, кто похуже волков – людей. Буквально вчера мне пришлось осадить отца Клементия. Я как раз шел из собора с обязательной для всех торговцев проповеди римского посланника Бенедикта. Да-да, все купцы обязаны посещать проповеди папских посланников под страхом отлучения от церкви. Так вот, после проповеди меня остановил отец Клемент и спросил, был ли я в соборе сегодня. Я ответил, что, конечно, был, стоял в первых рядах и слушал как отец Бенедикт клеймит позором всех торговцев, называя наше ремесло не угодным Богу. Тогда отец Клемент спросил меня, не считаю ли я свое занятие постыдным и порочным. Я уже и так был на взводе, поэтом честно ему ответил, что не считаю, и укорил его самого, напомнив, что его брат не далее как вчера отправился на ярмарку в Труа, закупившись у меня английским сукном. Святоша поник и заявил, что его брат вынужден торговать, чтобы добывать средства для возведения новой колокольни. Вот это для меня было откровением, поскольку на прошлой неделе отец Клемент просил у меня сто флоринов на починку этой колокольни. Неужели колокольня уже успела устареть, даже не будучи построенной? Об этом я и спросил отца Клементия. На его лице выступили капельки пота, он начал что-то лепетать, что те сто флоринов он просил для одного бедного монастыря далеко за городом, но я прервал его ложь. «Довольно сочинять! Не бери еще один грех на душу, у тебя их и так много, — в сердцах прокричал я. – Молись, чтобы господь простил тебе твою ложь, а за меня не беспокойся. Мне моих денег хватит, чтобы прикупить себе приличное место в раю». С тем и разошлись. Мы пропускаем их проповеди мимо ушей, поскольку прекрасно знаем, на чьи деньги живут святоши и папский престол – на наши деньги, заработанные торговлей.

3. Почему средневековые купцы, как и ремесленники, крестьяне и феодалы, создавали свои объединения?

Средневековые купцы, ремесленники, крестьяне и феодалы создавали свои объединения для защиты собственных интересов, продвижения своей политики, установления определенных правил внутри сообщества.

4. Какими качествами характера должен был обладать средневековый купец, чтобы быть успешным в своем деле? Как вы считаете, нужны ли они в наши дни людям, занимающимся бизнесом?

Безусловно, средневековый купец должен был обладать смелостью, небольшим авантюризмом, смекалкой, коммуникабельностью, красноречием и деловой хваткой. Все эти качества нужны были для того, чтобы отправиться в длительное путешествие, полное опасностей, договориться с покупателем, убедить его купить товар как можно дороже, отстоять свою торговую позицию и зачастую с оружием в руках защитить себя. Наверняка, многие из этих качеств пригодились бы в наши дни людям, занимающимся бизнесом, естественно, кроме качеств, обеспечивающих отстаивание собственных интересов с оружием в руках.

5. Церковь осуждала ростовщиков. Она говорила, что ростовщики торгуют тем, что принадлежит только Богу – временем. Поясните эту мысль.

Ну, это не совсем так. Конечно, богословы зачастую осуждали ростовщичество, но не то, что ростовщики дают ссуду, иногда под залог чего-нибудь, а то, что берут за это необоснованно высокие проценты. Вот основные аргументы против «процента на капитал», которые приводили известные богословы.

  • Епископ Коваррубиас говорил: «Деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаем вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда».
  • Богослов Фома Аквинский утверждал: «Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться». Ряд христианских богословов развили эту мысль: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл эти плоды.
  • Также Фома Аквинский выдвигает весьма своеобразный аргумент, который далеко не всем поддерживался, что так как величина процента зависит от периода времени, то ростовщик продает время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех.

При этом складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, церковь порицает ростовщичество, было время, что даже пыталось запретить его. С другой стороны, аббатства и монастыри, бывшие крупными и богатыми финансовыми центрами, активно давали ссуды, формально беспроцентные. Правда закладывались такие условия, что так или иначе аббатства получали свою выгоду в том или ином виде. Аналогичная ситуация была и в средневековой Руси, однако ростовщичество преследовалось законом лишь в случае необоснованного завышения процентной ставки.

В Арабском халифате ростовщичество было так же запрещено. Сегодня этот запрет в арабских странах сохраняется, однако разрешается вести кредитную деятельность со строго регламентированной процентной ставкой.

У иудеев было запрещено отдавать деньги в рост только единоверцам. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать». Возможно, именно поэтому практически все ростовщики были евреями.

6. Современное слово «банкрот» происходит от итальянского «банка ротта», то есть «сломанная скамья». Проведите исследование: уточните по толковому словарю значение слов «банкрот» и «банкротство» и предположите, как они произошли.

Банкрот — лицо, сделавшееся несостоятельным должником вследствие разорения.

Банкротство — признанная неспособность должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по своим обязательствам.

Слова «банкрот» и «банкротство» произошли от итальянского словосочетания «банка ротта. Слово банк происходит от слова «banca», что значит стол, на который средневековые итальянские менялы раскладывали свои монеты в мешках и сосудах. От слова banca происходит также слово банкрот. Когда меняла злоупотреблял чьим-либо доверием, разбивали стол, за которым он сидел — banco rotto (дословно, переворачивание стола).

В наше время, чтобы стать банкротом, недостаточно разориться, нужно быть неспособным выполнить свои обязательства перед кредиторами. Если человек просто теряет деньги, он не становится банкротом. А если он кому-то должен и не может по требованию отдать этот долг, то он становится банкротом. При этом должник вовсе не обязательно должен не иметь вообще денег – просто их может быть недостаточно для покрытия всех долгов.

Вспомним, что мешало развитию торговли в раннее средневековье.
Что с возу упало, то пропало. Дороги были плохими, товары часто выпадали из повозок. Теперь они считались собственностью феодала - владельца земли.


Каждый феодал брал за проезд по его земле налог. В лесах - разбойники. Ночевать безопасно можно было на постоялых дворах - а они принадлежали феодалу.

Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.

Причины развития торговли

1 Развитие сельского хозяйства и развитие ремесленного производства;

2 Рост городов.

Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространства между поселениями занимали огромные, непроходимые леса, кишевшие хищниками и разбойниками. Было очень мало хороших дорог.
88888888888888
ВСПОМНИ.
Что препятствовало торговле в средние века?

Торговля происходила не только на рыночной площади. В городах, где проходили крупные сезонные ярмарки, эти ярмарки могли раскидываться и за городскими стенами - на лугу или (в северных городах зимой) на льду замерзшей реки или озера.

В большом городе могло быть несколько торговых площадей. Некоторые из них были "специализированными" местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая и пр.).


На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.

Торговля строго регламентировалась по времени. В лавках на площади и на улочках можно было торговать с рассвета до заката во все дни кроме праздников и воскресений. Начало и конец ярмарки тоже отмечались и оставаться торговать после официального закрытия ярмарки приезжим купцам не дозволялось.

8888888888888
За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось платить пошлины. Для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии. На собраниях члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу. Члены гильдии устраивали межу собой товарищества для совершения одной или нескольких операций.

Расширение торговых связей

Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами. Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Что прежде всего необходимо для оживленной торговли? Хорошие и безопасные дороги.Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.

Работа с картой.

Выгодные торговые пути дошли на Восток. Что могли привозить оттуда купцы? Предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни. Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям на Русь. Отсюда в Европу везли соль, мех, шерсть, лес, воск, мёд и многое другое.

В 14 веке купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имуществу и вытеснения соперников. Ганза имела филиалы в других странах.


Ярмарки и банки


Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий. Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. Меняла – человек, который занимался обменом денег.Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.

Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.

На смену натуральному хозяйству проходит новое товарно – денежное хозяйство. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке.
=============================================
https://youtu.be/wGsOE6_Roek










=================================
Вопросы
Докажи, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства и способствовала развитию рыночных отношений.
Изучи карту. Какие страны были связаны торговыми отношениями?
Почему люди стали нуждаться в торговле, обмене товарами?
Крестьянин впервые попал в город. Напиши от его имени рассказ об увиденном. Используй для этого информацию, полученную из фильма и картинок.
=================================
Даша, прекрасно! 5.5 ++!.

Москва, 28 апреля - «Вести. Экономика». Торговые пути формировались с самых древних времен, когда торговцы из разных стран перевозили свои товары, чтобы продавать их и покупать в других странах. Товары были доступны только там, где их производили, поэтому торговцам приходилось проделывать долгий путь, чтобы доставить их покупателям в других странах. Эти торговые пути способствовали культурному обмену, а также развитию экономики. Кроме того, они способствовали распространению религиозных взглядов, идей, инноваций и даже бактерий. Ниже мы расскажем об основных торговых путях, которые сформировались в древности. 1. Шелковый путь - самый знаменитый торговый путь в мире

Великий шёлковый путь - караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная - мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Маканчерез Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда - в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин «Шелковый путь» был введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.

За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия. В IV-IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию. Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились хуттальские кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты - арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое. Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая. Он служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении 2. Дорога специй

Дорога специй - сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговли царица Хатшепсут, фараоны Сенусерт III и Нехо I, а также царь Дарий I предпринимали попытки прорыть канал, связывающий Красное море со Средиземным. Во времена царя Соломона сухопутная часть дороги специй выходила к побережью Эйлатского залива в районе города Эцион-Гавер (нынешний Эйлат). По этому пути доставляли не только специи с Островов Пряностей (корица, имбирь, перец) из Индии, но и ценные породы дерева и слоновую кость из Восточной Африки, шёлк из Китая, золото, серебро, драгоценные камни. В зависимости от военно-политической обстановки отдельные участки дороги специй, как и любого другого торгового маршрута, могли смещаться в сторону более безопасных районов. Так, например, во времена царя Ирода основным портом для торговли пряностями на этом маршруте на берегу Средиземного моря была Кейсария, а во время крестовых походов караваны из Петры, обходя район конфликта, шли южнее, выходя к Средиземному морю в районе Эль-Ариша, но эта торговля никогда не прерывалась. Мусульманское господство над маршрутом торговли специями вынудило европейцев искать обходные пути, что, в конечном итоге, привело к эпохе великих географических открытий. 3. Дорога благовоний

Путь благовоний - торговый путь, который в античности связывал юг Аравийского полуострова со странами Средиземноморья и Месопотамии. По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога и острова Сокотра, доставлялись в Средиземноморье и Междуречье ценные благовония - в основном южноаравийский ладан, смирна и африканские специи. Широкое применение благовоний на древнем Востоке создавало большой спрос на них и, следовательно, вызвало обширную торговлю этими товарами, что и вызвало появление этого торгового пути. Торговля благовониями началась, по-видимому, во II тысячелетии до н. э. Когда римляне в начале нашей эры взяли в свои руки морской путь в Индию и тем самым поставили под угрозу торговлю благовониями в прибрежных районах, которая велась через Аден, значение важного торгового центра приобрела столица государства Хадрамаут Шабва. Поэтому ароматические смолы отныне приходилось доставлять в порт Кана (в 15 км западнее сегодняшнего посёлка рыбаков Бир Али в Йемене), а оттуда - в Шабву. В Кану шли также благовония из Сомали и Эфиопии. Если начальники верблюжьих караванов отклонялись от установленного маршрута, им грозила смертная казнь. В пустыне разрешено было перемещаться только организованными караванами по строго отмеченным путям. Любое отклонение от этих правил считались самым тяжким преступлением и наказывались смертью. Караваны были жизненным источником для Шабвы. Поэтому только одни ворота были отведены для прохода каравана. Богатство и важность Шабвы заключались в позиции города, который был важным местом сбора и организации торговых караванов для пересечения великой пустыни Руб аль-Хали. Участники караванa должны были заплатить одну десятую часть стоимости товара, которую давали жрецам городских храмов во имя главной богини Сиин. В Шабве было 60 религиозных храмов, и город был административным и религиозным центром древнего государства Хадрамаут. Весь годовой сбор ароматических смол население было обязано приносить в храмы Шабвы, и никому не разрешалось вывозить за пределы страны ни одного кусочка смолы. Однако попыток нарушить этот запрет, вероятно, было немало. Со временем торговля благовониями пришла в упадок, блеск южноаравийских городов померк. И лишь редкие караваны продолжали ходить по старым дорогам, проложенным задолго до открытия благовоний, перевозя необходимую для жизни соль. 4. Янтарный путь

Янтарный путь - древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400-1392 гг. до н. э.). Маршрут, по которому янтарь-сукцинит поступал к Средиземному морю, первоначально пролегал из Ютланда по рекам Рейн и Одер, а затем из Самбии по Висле и Дунаю. Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным. В 2000 году учёному Ежи Веловейски удалось реконструировать эту римскую янтарную дорогу по находкам янтарного сырья и изделий. Пунктом доставки камня-сырца являлся южный город Римской империи - Аквилея (на границе Италии и Словении).

Высокого развития в эпоху принципата достигла в Аквилее техника обработки янтаря, который поставляли в город с побережья Балтики через римскую провинцию Паннония. Из порта Аквилея янтарные товары уплывали в Грецию, Египет, Сирию, Индию и другие далёкие страны. В Средней Азии определились два направления торговых путей: Сырдарьинское и Амударьинское: активизируется торговля янтарём с середины I тысячелетия до н. э., особенно в первые века н. э., вплоть до V в. н. э. Следуя вдоль Сыр-Дарьи, янтарь проникает в Ферганскую долину, активно охватывая её западные и юго-западные районы, и далее на восток, к границам Китая. В раннем средневековье внутренние пути становятся более разветвлёнными. На северо-восток - это Чуйская долина. На юго-восток - Зеравшанская долина, крайней восточной точкой оказывается Западный Памир, верховья реки Пяндж. В конце двадцатого века в рамках охраны культурного наследия Европы возникла программа создания туристических янтарных маршрутов. Они повторяют древние торговые пути от Балтийского моря до стран Средиземноморья. 5. Чайный путь

Древний чайный путь, или Чамагудао, возник во времена династии Тан (618–907) и достиг своего расцвета во времена династии Сун (907–1270), когда ежегодно в Лхасу перевозили до семи с половиной тонн чая. Маршруты древних караванов чайного пути пролегали в глубине гор, на юго-западе Китая. Это одни из самых высокогорных дорог в мире - магистрали, связывавшие Тибет с внутренними районами страны, исторические свидетельства сосуществования и добрососедских отношений между ханьцами, тибетцами и другими народами. Перевозки осуществлялись как с помощью конно-гужевого транспорта, так и в пешем порядке. 6. Соляная дорога

Соляная дорога - древний торговый путь, по которому проходила транспортировка соли, что также отражено в названии дороги. Соляная дорога обеспечивала Риму монополию на соль и стала одним из источников процветания города. В Риме дорога начиналась у Porta Salaria стены Аврелиана и вела через внутренние районы Центральной Италии до Труэнтского лагеря на побережье Адриатического моря, расстояние в 242 километра. Вдоль дороги расположены подземные захоронения - катакомбы, в основном христианские: цеметерий Jordanorum ad S. Alexandrorum, катакомбы святого Панфила, Присциллы (языческие и христианские захоронения), Тразона, святой Фелиции. Среди прочих здесь был похоронен Иасон Римский. 7. Транс-сахарский торговый путь

Транссахарский торговый путь - очень древний. Вдоль двух главных дорог, пересекающих пустыню с юга на север, были найдены изображения колесниц. Из этого исследователями был сделан вывод, что через Сахару ещё в древности пролегали торговые пути. Жившие там гараманты были посредниками в торговле слоновой костью, карбункулами и рабами между Севером (Карфагеном, Древним Римом) и Югом. Главные караванные торговые пути несколько раз смещались. Так до XI в. основной караванный путь проходил через средневековую Гану, с XII в. он переместился на восток, соединив малийские золотые рудники с торговыми городами Северной Африки. Малийское золото, как и многие другие товары (шкуры, страусиные перья и пр.) попадали на Ближний Восток и оттуда нередко в Европу. С XV в. главный караванный путь стал проходить через хаусаленд. Падение средневекового Мали в конце XV в., истощение золотых рудников в области Бамбука и образование крупного государственного образования Сонгай привели к смещению торговых путей на восток - из Западного в Центральный Судан. После установления морских путей сообщения между побережьем Западной Африки и Европой в первой половине XIX в., транссахарская торговля начала приходить в упадок, тем не менее, она продолжала существовать до конца первой четверти XX в. 8. Оловянный путь

Оловянный путь - торговый путь Северной Евразии во второй половине II тысячелетия до н. э. По этому маршруту оловянная руда из месторождений, расположенных на территории Центрального, Южного и Восточного Казахстана, Алтая и севера Средней Азии, переправлялась далеко на запад для нужд очагов металлообработки Евразийской металлургической провинции эпохи поздней бронзы: дербеденовского (Среднее Поволжье, Приуралье) и лобойковского (Среднее Поднепровье, Подонцовье). Монополия в оловодобыче принадлежала андроновским племенам (фёдоровская культура), в постандроновское время - носителям саргаринско-алексеевской (бегазы-дандыбаевской) культуры. Трансевразийский «оловянный путь» пролегал на запад двумя ветвями. Первая шла через Средний Урал (ареал черкаскульской культуры, позднее - межовской культуры) к Среднему Поволжью и Покамью (ареал сусканской культуры), где функционировал дербеденовский очаг металлообработки. Вторая ветвь пути пролегала через Южный Урал, Степное Поволжье и Подонье к Днепру, где действовал лобойковский очаг.