Должностная инструкция звукооператора первой категории. Профессия звукорежиссер Звукорежиссер функциональные обязанности

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Звукорежиссер

Должностные обязанности. Участвует в подготовке новых и возобновляемых постановок, под руководством режиссера-постановщика и музыкального руководителя создает с использованием технических средств звуковой образ спектакля (номера, представления). В сотрудничестве с режиссером-постановщиком и музыкальным руководителем участвует в подготовительном периоде создания спектакля (номера представления), подбирая необходимые фонограммы или организуя их запись. Участвует в обеспечении фонограммами репетиционного процесса. Осуществляет контроль за качеством звучания фонограмм в спектаклях (концертах, представлениях) текущего репертуара. В порядке, установленном в организации исполнительских искусств, дежурит на спектаклях (концертах, представлениях). Принимает непосредственное участие в подготовке мероприятий по повышению профессионального мастерства работников радиоцеха организации исполнительских искусств, в работе по пропаганде исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории. Осуществляет профилактику и текущий ремонт звукозаписывающего и звукоусилительного оборудования.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, основы режиссуры и актерского мастерства, теорию и практику музыкального и шумового оформления постановок, параметры и технические характеристики современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, технологию звукозаписи и звуковоспроизведения, основы акустики, акустические возможности театральных и концертных залов, цирков, историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового искусства и литературы, основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Звукорежиссер первой категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое) и стаж работы не менее 3 лет в должности звукорежиссера второй категории.

Звукорежиссер второй категории - среднее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое) без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Звукорежиссер по общероссийской базе вакансий

Звукорежиссер — это человек, который управляет звуком в студиях записи, на радио, телевидении, концертах, дискотеках и вообще везде, где требуется звук высокого качества.

Не надо путать профессию звукорежиссера с работой звукооператора и диджея — те просто технически воспроизводят звук, а звукорежиссер создает полную звуковую картину записываемого материала или проводимого мероприятия.

Главная цель работы специалиста — создать у аудитории подходящее настроение и восприятие, на которое рассчитывают авторы произведения или организаторы мероприятия. Потому звукорежиссер должен не только знать технику, но и быть творческой личностью.

Места работы

Основные виды организаций, где предусмотрена именно должность звукорежиссера:

  • студии записи;
  • радиостудии;
  • телевидение;
  • киностудии;
  • театры;
  • стадионы;
  • концертные залы;
  • дискотеки;
  • рестораны.

Нередко творческие личности работают в «свободном полете», предпочитая отдельные проекты. Разумеется, и им самим приходится искать заказчиков, и заказчикам — таких фрилансеров.

История профессии

Некоторые шутники говорят так: чем занимается звукорежиссер сегодня — тем тысячи лет назад занимались первобытные шаманы. И в этой шутке доля правды есть: звук играет важную роль для восприятия человеком действительности.

Не случайно же мы порой помним какие-то музыкальные темы, даже не пытаясь вспомнить, в каком фильме они звучали. А это значит, что свои обязанности звукорежиссер выполнил куда лучше просто режиссера и актеров.

Если серьезно, то предшественниками звукорежиссеров можно назвать дирижеров оркестров, управлявших звуком десятков разных инструментов. Сама же профессия звукорежиссера сформировалась после появления звукового кино.

Обязанности звукорежиссера

Работодатели в зависимости от специфики своей деятельности или конкретного мероприятия устанавливают различные должностные обязанности звукорежиссера:

  • проводить работы над звуковым решением программ;
  • руководить расстановкой микрофонов в аудитории и проведением технических проб, обеспечивать использование специальных звуковых эффектов;
  • готовить оборудование к записи и коммутации;
  • знакомить исполнителей произведений с техникой обращения с микрофоном;
  • следить за точным и качественным исполнением речевых и музыкальных текстов, ритмом и чистотой музыкального звучания, а также за правильной артикуляцией исполнителей;
  • записывать вокал и голоса дикторов
  • создавать аранжировки к музыке;
  • осуществлять монтаж музыкальных фонограмм и соответствующие работы по озвучанию, наложению музыки и шумов, тонированию, сведению, перезаписи;
  • вести дискотеки, отстраивать звук на концертах и управлять светом (для соответствующих заведений).

Требования к звукорежиссеру

Конечно, требования к звукорежиссеру зависят от проводимых мероприятий, но, в основном, они следующие:

  • опыт работы (наличие портфолио — выполненных проектов);
  • музыкальный слух;
  • отсутствие страха перед микрофоном;
  • знание музыкальных редакторов: Vegas, Nuendo, Sound Forge, Samplitude и т.п.;
  • знание звуковых пультов и иного звукового, светового и видеооборудования;
  • знание акустических особенностей концертных и театральных залов;
  • знание основ актерского мастерства и режиссуры;
  • желательно наличие профессионального образования.


Ричард Лонг — композитор и звукорежиссер, сочиняет музыку для свадеб и свадебных фильмов/видеосюжетов

Образец резюме звукорежиссера

Как стать звукорежиссером

Чтобы стать звукорежиссером можно просто начать изучать работу со звуком — например, с помощью компьютерных аудиопрограмм. Продемонстрировать свои достижения друзьям и знакомым. Также можно попытаться устроиться диджеем, но ни в коем случае не прекращать самообучение и различные эксперименты.

Можно пройти разные курсы и семинары, но лучше уж получить высшее образование по специальности — институтов телевидения и радиовещания и прочих вузов у нас хватает. Высшее образование даст большой объем знаний и набор навыков для карьерного роста.

Зарплата звукорежиссера

Вычислить среднюю зарплату звукорежиссера проблематично: слишком мало вакансий от работодателей и слишком большой разброс по зарплатам.

Если подойти проще, то за работу звукорежиссером-диджеем даже в столицах (если повезет) можно рассчитывать лишь на 1000 — 3000 рублей за смену. При наличии образования и опыта — заработная плата звукорежиссера существенно выше.

Трудовая функция

(Должностная инструкция)

звукорежиссера Дома актера

Свердловского регионального отделения

Общероссийской общественной организации

«Союз театральных деятелей Российской Федерации

(Всероссийское театральное общество) (далее - Отделение)

На должность звукорежиссера художественно – постановочной частью Дома актера Отделения, далее по тексту – специалист, назначается лицо, имеющее среднее образование , дополнительную подготовку в области акустики и звуковой техники, современного оборудования и постановочных технологий, применяемых в театрально – концертном и клубном деле.

Специалист подчиняется непосредственно управляющему Домом актера.

При осуществлении своей трудовой функции Специалист:

1. Несет персональную ответственность за результаты своей деятельности по выполнению настоящей Трудовой функции (Должностной инструкции), руководствуясь при этом:

а) Уставом СТД РФ (ВТО), Регламентом и Правилами внутреннего распорядка Отделения, Положением о Доме актера Отделения;

б) указаниями председателя Отделения, заместителя председателя, курирующего деятельность Дома актера и непосредственного руководителя;

в) планами деятельности Отделения и Расписанием работы Дома актера.

2. Специалист должен знать:

2.1. специфику; творческой работы в театре и Доме актера – учреждении культуры и искусства, профессиональном актерском клубе;

2.2. достижения в музыкальном искусстве и в области акустики и звуковой техники;

2.3. звукозаписывающую, монтажную и звуковоспроизводящую аппаратуру и технологии, применяемые в театрально – концертном деле и в клубном формате;

2.4. акустические особенности театральных и концертных залов, клубных пространств и, в частности, помещений Дома актера;

2.4. театрально - концертную технологию;

2.5. опыт работы российских и зарубежных театров, музыкальных и танцевальных коллективов в области музыкальны, звуковых и постановочных технологий;

2.6. основы организации труда и нормы охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты;

2.7. Компьютерные технологии и программное обеспечение по автоматизированной обработке информации и применению современных компьютерных технологий в художественно - постановочной деятельности;

2.8. Состав информации, являющейся служебной и коммерческой тайной Отделения, порядок ее защиты и использования;

2.9. Устав СТД РФ (ВТО), регламент Отделения, Правила внутреннего распорядка, Инструкцию по делопроизводству в Отделении, решения Правления, планы деятельности Отделения и Дома актера.

3. Обеспечивает высокий художественный уровень и техническое качество звука при организации и проведении творческих мероприятий и проектов Дома актера, как на собственной базе, так и на выездных мероприятиях.

4. Принимает участие в разработке режиссерского решения творческих мероприятий, проектов и программ. Вносит предложения по их звуковому решению.

5. Осуществляет звуковое и шумовое оформление спектаклей, творческих мероприятий, программ и проектов Дома актера.

6. Участвует в репетициях, актерских самостоятельных работах и определяет звукотехнические средства и фонограммы, записи, необходимые для их проведения.

7. Руководит расстановкой микрофонов и обеспечивает монтаж необходимого звукового оборудования и аппаратуры;

8. Производит специальные записи фонограмм, их монтаж и создание специальных звуковых эффектов, необходимых для реализации режиссерских замыслов при проведении творческих мероприятий, проектов и программ Дома актера.

9. Принимает участие в формирование шумотеки и фонотеки Дома актера.

10. Принимает участие в разработке Технических планов, схем и паспортов основной сцены Дома актера, других площадок и пространств (гостиных и фойе Дома актера, Актерского кафе «ДЕБЮТ»), с целью размещения этой информации на электронном сервере Отделения и поддержки актуальности этой информации, по мере необходимости (по запросу) и по указанию непосредственного руководителя выдает ее по запросам партнеров Дома актера.

11. Вносит предложения по совершенствованию художественно – постановочного оборудования и технологий Дома актера.

12. Выполняет обязанности звукооператора, светооператора и обеспечивает эксплуатацию всего имеющегося в Доме актера постановочного оборудования, световых приборов, звуковой, проекционной и видеоаппаратуры, согласно Расписанию работы Дома актера.

13. Замещает заведующего художественно – постановочной частью Дома актера в случае его отсутствия на рабочем месте.

14. Постоянно отслеживает информацию о новинках в области художественно – постановочных технологий, для чего посещает специализированные выставки, семинары и тренинги, регулярно просматривает и изучает специализированные периодические издания и специальную литературу.

15. Обеспечивает соблюдение фирменного стиля при разработке звуковых и сценических эффектов при проведении мероприятий и проектов Дома актера.

16. Принимает участие в совещаниях и рабочих группах по указанию непосредственного руководителя и Председателя Отделения.

17. Принимает участие в срочном выполнении аварийных и неотложных работ по зданию Дома актера.

18. Принимает участие в монтаже специальных выгородок мебели и созданию особых пространств для проведения плановых мероприятий и творческих проектов.

19. Имеет право:

Запрашивать от администрации необходимые документы и информацию;

Требовать от администрации обеспечения организационно – технических и финансовых условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей;

Вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Трудовой функцией обязанностями.

20. По специальному поручению выполняет типовые обязанности помощника режиссера при организации и проведению творческих мероприятий и проектов Дома актера.

21. Выполняет иные поручения председателя Отделения и непосредственного руководителя в соответствии с Уставом СТД РФ (ВТО), Регламентом и Правилами внутреннего распорядка Отделения.

22. Несет ответственность:

За техническое состояние и работоспособной звуковой и видеоаппаратуры Дома актера;

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Трудовой функцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации ;

За правонарушений, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение материального ущерба Отделению – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Трудовая функция разработана непосредственным руководителем, Управляющим Домом актера.

С трудовой функцией ознакомлен.

__________________

Звукооператоры, совмещают функции ассистента оператора. Звукооператор отвечает за качество записи звука, работает с микшерным пультом. Звукооператор отвечает за техническую готовность всего звукового комплекса аппаратуры к работе; как ассистент оператора за техническую готовность камеры к работе и работоспособность носителей информации (кассет, дисков, флешкарт и т.д.), а также готовность к съемке осветительного комплекта. Во время съемки он отвечает за качество звука, подготовку оборудования к съемке, за наличие подзаряженных аккумуляторов, за необходимое количество носителей информации.

На Западе есть специальность boom operator – оператор микрофона, отвечающий за управление микрофоном на выдвижном штативе. На российском телевидении эта специальность выделяется при записи больших постановочных проектов. Audio mixer (от audio editor) – специалист по микшированию звука или звукомонтажер. На телевидении эту функцию выполняет звукорежиссер или звукооператор.

Звукорежиссер – специалист, отвечающий за звуковую стилистику аудиовизуального произведения. В его функции входит микширование музыки, интершумов, органичное замешивание синхрона и интершума (или музыки), сведение звука.

Музыкальный оформитель (music director) – специалист, отвечающий за музыкальное сопровождение проекта.

Композитор – сочиняющий музыку для проекта, для «шапки» программы (начальная заставка) и джинглы для отбивок. Музыка шапки и джинглов должны быть всегда оригинальными, яркими – это звуковой образ проекта. При современном фоновом просмотре именно они, будучи узнаваемыми, привлекают на первом этапе аудиторию к проекту.

Звукорежиссёр или звукоинженер (англ. sound engineer ) - техническая профессия, связанная с обработкой звука. Человек, владеющий этой профессией, занимается записью, обработкой, воспроизведением звука с помощью технических средств звуковых студий.

Звукорежиссер это помощник оператора, который отвечает за звук. Работает за микшерским пультом.

Звукорежиссер отвечает за стилистику, микширование шумов, музыки, диалога, и т.д.

Микшер отвечает за музыкальное сопровождение проекта. Существуют специальные библиотеки шумов, но многие специалисты стараются создать свою библиотеку.

Обязанности звукорежиссёра и звукооператора

· Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль за синхронной звукозаписью. Осуществляет монтаж всех видов звука. В результате его деятельности получается «озвучивание» (Окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд).



· Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа. Звукооператор в кино, один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:

o осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом атора сценария и режиссёра;

o отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;

o готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.

Состав звукового цеха

· Звукорежиссёр – работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором и звукооператором).

· Микрофонный оператор – обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.

· Звукооператор – осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.

В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Звукооператор

Должностные обязанности. Обеспечивает техническое качество звука. Участвует в создании режиссерского сценария. Работает совместно с режиссером, звукорежиссером над звуковым решением спектаклей. Осуществляет звуковое и шумовое оформление спектаклей. Участвует в просмотрах, актерских сдачах, застольных репетициях. Участвует совместно с режиссером, звукорежиссером в разработке мизансцен в зависимости от акустических особенностей сценической площади. Определяет звукотехнические средства, необходимые для проведения репетиций, записей. Руководит расстановкой микрофонов, проводит пробные записи особых звуковых эффектов. Производит специальные записи для использования их в спектаклях, а также для создания специальных звуковых эффектов. Руководит процессом монтажа звуковых записей, пополняет шумотеку.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам культуры и искусства, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; достижения в области акустики и звуковой техники; устройство и правила эксплуатации звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, применяемой в организации исполнительских искусств; акустические особенности театральных и концертных залов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Звукооператор первой категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое) и стаж работы не менее 3 лет в должности звукооператора второй категории.

Звукооператор второй категории - среднее профессиональное образование (культуры и искусства, техническое) без предъявления требований к стажу работы.