Cочинение «Труд это благо основное. «Труд благословляется Богом как непременное условие жизни человека». Выступление в майском выпуске телепрограммы «Слово пастыря Труд благо или наказание эссе

Для нас, стало доброй традицией соотносить ценности современной жизни с ценностями прошлых поколений. По моему мнению, неизменяемыми остаются ценности, провозглашенные еще князем Ярославом Мудрым: «Мир и труд - это благо основное». Разве не метко сказано? Мирная работа в пользу человека, общества в мирное время - это мечта многих поколений. Но не всегда она была действительностью, так как часто приходилось мирную работу изменять ратным трудом. Тем весомее есть стремление человека трудиться. В мире существует много профессий, ученые насчитывают их около трех тысяч. Выбрать себе ту, в которой ты будешь испытывать потребность и удовлетворение, нелегко. Великий философ Г. С. Сковорода говорил: «Счастливый человек, который в родном деле работает». «Родная работа» - это та, что отвечает естественным способностям, наклонам, вкусам человека.

На заре цивилизации человек должен был работать, чтобы выжить. И его работа носила примитивный характер - он добывал себе пищу, строил жилье, сохранял огонь. Цивилизация сделала труд человека разнообразнее, одухотворила его. Теперь, чтобы выжить, человеку совсем не нужно самому охотиться и строить свое жилье. Они должны выбирать себе деятельность по способностям и желанием, и может заниматься только ею. И это дает ему возможность достичь таких высот в своей работе, такого мастерства, что он не только обеспечит свою жизнь, но и принесет пользу другим. Итак, важным есть то, сумеет ли молодой человек понять, ощутить, открыть в себе наклонности и вкусы. Сейчас это становится возможным благодаря многочисленным тестированиям, контролям и т.п. Еще недавно подавляющее большинство людей было убеждено в том, что профессию следует иметь одну на всю жизнь. Но сегодня на примере высокоразвитых стран мы видим, что с требованиями современного производства, новой технологии, рыночных условий, лучше устраиваются те люди, которые не боятся изменять работу в зависимости от нужд общества.

Особое удовлетворение охватывает человека, когда он видит плоды своей работы, к которой прибавил много усилий, умения, творческого вдохновения. Вспомним Макаренко. То, как он учительствовал, был дипломатом и художником, как ставил фильмы и писал художественные произведения, как сажал сады и неутомимо учил молодых художников, как вместе с народом оборонял страну, свидетельствует о том, что он был именно творческим человеком высоких духовных масштабов. Он личным примером учил подвигу и через тернии тягчайших усилий и поисков умел приходить к радости волнительных открытий, радости победы. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что «нет ничего прекраснее в мире, как человек работы! Пусть то будет косарь на ниве… или кузнец вокруг горящего горна, а или садовник вокруг посаженного им деревца, или бессонный композитор, который где-то на рассвете создает песню свою, или поэт, который дарит нам огонь в одежде слова. Нет ничего прекраснее, как Человек в мысли, в действии, в творчестве…»

Нам есть у кого учиться работать. Довольно только мысленно обратиться к тем благородным людям в белых халатах, которые вырывают из смерти для человечества «миллионы солнечных дней», к нашим учителям, которые зажигают огонек познания в наших глазах ежедневно, они, как те чародеи, открывают для нас все новые и новые миры глубоких и основательных знаний; к тем людям, у кого руки пахнут хлебом.Мы учим в народе:

* …Нет мудрее, чем народ учителей;
* У него каждое слово - это жемчужина,
* Это - работа, это - вдохновение, это - человек…

Так метко заметил великий поэ

Бывают вопросы, которые уже содержат в себе если не ответ, то готовую схему решения. Это изначальная заданность предполагаемой (или предлагаемой) точки зрения, иногда вовсе уводящая от видения настоящего положения вещей. Чаще всего говорят что труд - это хорошо. Ответ здесь заранее ясен, потому что жизненный опыт учит нас: всякое благо создается трудом, который в любом обществе всегда приветствуется, поощряется и содержит в себе положительную оценку. Леность и праздность порицаются, ничего доброго в себе не содержат, наоборот - уничтожают и расхищают плоды чужих трудов. И вообще: надо трудиться, а не лениться - без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Закладка храма

Теперь остается подобрать нужные цитаты и доказать банальную очевидность, очередной раз стрельнуть из пушки по маленьким птичкам. И все будет до боли напоминать школьное обучение, когда кормят безвкусной мякиной и воспитывают пожизненное отвращение к преподаваемому предмету. Ну да делать нечего, будем искать цитаты.

Возьмем какую-нибудь службу преподобному отцу. Обязательно выплывет: "Приидите, празднолюбцы". 1) Та-ак. Какая-то неправильная цитата попалась. Зайдем с другой стороны. Наша цель - спасение. Это главная тема нашей жизни. Спасение без веры немыслимо: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6); вера без дел мертва (Иак. 2, 20). А дела требуют труда. Значит, чтобы спастись, надо трудиться. Но вот Христос пришел в дом Марфы и Марии. Мария села у Его ног, внимая каждому слову, а Марфа стала заботиться о большом угощении, потому что Он пришел не один, а со Своими учениками, которых было, как известно, довольно много. И вот Марфа говорит: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне . И что же она слышит в ответ? Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 40-42). Оказывается, не всякий труд правилен, то есть праведен, а только тот, который угоден Богу. Таковой приносит плод, ибо приближает человека к Богу. По слову преподобного Серафима Саровского, это плод стяжания Святого Духа Божия, послушания Богу, слышания, чувствования и познания святой воли Его, творения ее и пребывания в ней. И если бы Марфа тогда, как Мария, "настроилась" на Христа, а не на себя и на выполнение своих "служебных" обязанностей, то, конечно, сидела бы также у ног Спасителя, внимая словам Его, которые суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).

Так что же наши труды? Если они приносят нам плод духовный, если приближают нас к Богу, если исполняем ими заповедь Божию и трудимся и богатеем не в себя, а в Бога (см. Мф. 6, 19-20), - они являются для нас благословением. Даже если с виду они кажутся совершенно бессмысленными. Так, преподобный Серафим Саровский, будучи уже почтенным старцем, согбенный, с перебитым позвоночником, таскал на себе за плечами двухпудовый мешок, наполненный песком и камнями. А на вопрос, зачем он это делает, отвечал просто: "Томлю томящего меня". А если собираем здесь сокровище для себя, придет время, когда услышим нежданное: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя (Лк. 12, 20).

Но разве нельзя просто честно и добросовестно трудиться, чтобы содержать материально себя и свою семью в достойных жизненных условиях, растить детей, снабжать их всем необходимым, вместе радоваться жизни, отдыхать? Разве Бог это запрещает? Нет, конечно. Но такое самооправдание закрывает от нас истину: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). Потому что земные наслаждения сами по себе, при всей своей естественной сладости, - поверхностны и не имеют вкуса правды, ибо конечны. А правда в них входит, когда, наслаждаясь, вспомним Создателя и Промыслителя нашего и возблагодарим Его (см. 1 Тим. 6, 17; 4, 4). И если придет в сердце наше умиление, забудутся тотчас все эти земные сладости, и увидим, что они - только повод для любви к Нему.

Теперь к вопросу "наказания". Когда наши прародители изгонялись из рая по причине отпадения от Бога и последующего нежелания быть с Ним, они услышали Божие определение. Еве: в болезни будешь рождать детей. Адаму: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю. (См. Быт. 3, 16-19.) Очевидно же: тяжкие труды, которыми обречен на наказание, скорбь - это относится не только к первым людям, но и ко всему роду человеческому. Но приглядимся: только ли безысходная тяжесть рабского ярма ждет нас впереди? Или есть что-то еще? На первый взгляд логика проста: человек грешен, помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8, 21). Потому и наказан. Труды трудны, требуют приложения сил и вызывают утомление. А бывают и непосильны, и человек может в них надорваться. И всегда его будет преследовать эта горечь жизни и ее мрачная и безвыходная перспектива… Если бы не Христос, изъявший нас из власти вечной смерти и усыновивший нас Богу - Своему Отцу. Ведь и в раю, в саду Едемском , человек должен был трудиться, чтобы возделывать его (этот сад) и хранить (Быт. 2, 15). Только труд его был не в скорбь, а в радость, и являлся желанной составляющей бытия, ибо открывал бесконечную перспективу творческой и вечной жизни, сам являясь ее дыханием. Как же теперь человек может вернуться в утраченный, потерянный рай, туда, где Бог? Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15, 18), как блудный сын. Но никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6), - говорит Христос. Только так! Обратиться ко Христу!..

Первым, как известно, в рай вошел благоразумный разбойник. Он был рабом тяжких грехов, которые и привели его к последнему труду - тяжкому и скорбному распятию. И здесь - кто бы ожидал! - в нем вдруг ожило человеческое сострадание и желание поступить по справедливости. Он забыл про себя и вступился за Распятого рядом с ним, в общем-то, чужого ему Человека, Которого все отринули и осудили неправильно, несправедливо. И разбойник не захотел быть с осудившими, хотя это были последние мгновения его жизни, он захотел быть с Ним. Это было правдой, которая ему стала в итоге его жизни дороже всего. И он вступился за Сына Человеческого, и вдруг почувствовал эту правду дальше, и принял ее. Это была правда его наказания: "достойное по делам нашим приняли". За ней открылась истина: в безвинно Осужденном он узнал своего Господа и Спасителя и смиренно, как раб перед Царем, попросил: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое". И это смирение, которому он вот здесь и сейчас, вися в смертельной безысходности, научился у Христа ("возьмите иго Мое и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" - Мф 11:29), удостоило его Божественного ответа: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:40-43). И этими словами неотвратимая и тяжкая смерть была разрушена в своем средоточии: этот человек теперь не узник ожидавшего его ада, он прощен и принят Христом в свои Богу (Еф 2:19). Он теперь будет с Ним всегда, там, где правда живет. И все остальное, временное, земное, нужно дотерпеть, невзирая на боль и предстоящий конец - перебитые голени, задыхающееся тело и самую смерть, - потому что все это уничтожено надеждой, которая не постыжает (см. Рим 5:5): "ныне буду с Ним в раю!" Он поверил Господу, и эта вера вменилась ему в праведность (см. Быт 15:6).

И с нами в жизни бывает точно так же. Если мы обременены безысходными, опустошающими и, кажется, бессмысленными трудами (тяжкой болезнью, например), надо увидеть в них не просто наказание за грехи. Надо увидеть и признать в них правду - "достойное по делам приемлю", - смириться и принять как необходимый труд для своего спасения, как данный тебе крест, покаяться и обратиться ко Христу. Чтобы затем и потрудиться ради Него, и последовать за Ним (см. Мф. 16, 24). А труд, ради Христа творимый, приносит в душу благодать Святого Духа и претворяет его в сокровище, собираемое на небесах. И такой труженик начинает и ценить, и любить свой труд, начинает служить и трудиться, и работать Христу, сказавшему: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). И какое же это наказание? Это рука, протянутая тебе с Небес, это твое спасение!

Поэтому раньше благочестивые христиане говорили вполне всерьез по поводу приключавшихся им скорбей и болезней: "Бог посетил меня".

И последнее. Есть одна коллизия, мимо которой не пройти. Это не вынужденные, а добровольные труды ради Бога, приносимые Ему, которые почему-то "не получаются". Постоянный пример перед глазами - наши молитвенные правила. Тут не поможет ложное смирение: "не получается, и не надо". Не получается, как ты хочешь, чтобы получалось. А получается, не как ты хочешь. Приходиться смиряться и терпеть, и приносить Богу не молитвы, но труды по поводу молитв. Вот эти-то терпеливые труды (см. Лк 8:15) и являются плодом драгоценным, на них Господь призирает и им внимает как самым сердечным молитвам. Ибо в них правда труда и терпеливого смирения.

1) "Празднолюбцы" - любящие праздники Божии; когда празднуют, радуются Богу, а не пребывают в унылой праздности.

Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенской церкви пос. Нудоль


Автор: протоиерей Борис Балашов
Суббота - время, когда люди должны отойти от обычных будничных дел. В ветхозаветные времена этот день напоминал евреям об освобождении от египетского рабства и изнурительного рабского труда и обещал успокоение от зла и греха земного мира в будущем Царстве Мессии. Суббота - это не только праздничный седьмой день недели в древнем Израиле. Были и субботние года, когда нельзя было засевать и обрабатывать землю. Таким образом, закон о субботе касался не только человека и скота, но и самой земли.


Усилие
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). В связи с этими словами вспоминаю рассказ одного знакомого о том жизненном уроке, который получил он в юности.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 7 мая 2011 года

Доброе утро, дорогие телезрители!

Из ваших писем, некоторые из которых достаточно пространные, мы выбираем несколько фраз, в которых собственно и заключается вопрос. Поэтому, когда вы слышите цитату, то имейте в виду, что это не полное письмо и не все ваши просьбы, а только то, что содержит в себе реальный вопрос, на который имеет смысл дать публичный ответ. Вот такую цитату из письма Алексея Горохова из Наро-Фоминска Московской области я сейчас и оглашу.

«Скажите, пожалуйста, как считает православное учение: труд — это проклятие? Ведь по Ветхому Завету Бог наказал трудом людей после грехопадения. Или это средство спасения, как у протестантов, для которых успешный труд — знак свыше?»

Алексей, неправильно считать, что в православном понимании труд — это некое проклятие, особенно со ссылкой на историю грехопадения. В результате грехопадения человек не был наказан трудом. Труд изначально был благословлен Богом , ибо человек был помещен в сад, который надо было возделывать, где надо было нарекать имена животным и растениям. Человек был помещен в рай, где существовали гармоничные отношения человека с окружающим его миром. Так вот, грехопадение эту гармонию разрушило, потому что гармония была замыслом Божиим о Своем творении . Но человек от этого замысла отказался: отказался жить по Божиему закону, а потому и гармония исчезла. И для того чтобы существовать, чтобы обеспечить свое выживание, человеку надо было трудиться в поте лица. Кроме того, человеку пришлось заботиться о своей безопасности, потому что природа стала враждебной по отношению к нему — ведь гармония была разрушена.

Поэтому труд — это не проклятие и не наказание, а наказанием за грех явилось разрушение гармонии бытия . Прервались отношения человека с Богом и с окружающим его миром, и для того чтобы в этом мире существовать, надо было в поте лица трудиться.

А для того чтобы убедиться в том, что в Церкви как в хранительнице апостольской веры содержится подлинно библейское понимание труда как исполнения Божией заповеди, достаточно вспомнить слова апостола Павла: «Кто не работает, тот пусть и не ест» (2 Фес. 3:10). И апостол Павел подчеркивал, что он живет плодом трудов своих. Кстати, его работой было изготовление палаток (см. Деян. 18:3). Он этим занимался и, видимо, продавал то, что делал, на это и жил.

Так вот, труд благословляется Богом как непременное условие жизни человека . И ссылка на протестантскую этику в данном случае неуместна, потому что и православные, и протестанты имеют одинаковое понимание того, что в результате труда человек создает, в том числе, и свое благополучие.

На этом, собственно, и строится вся благотворительность . Когда мы говорим о благотворительности, то нужно иметь в виду, что это не только задача бизнеса, каких-то мощных финансовых структур, которые зарабатывают, конечно, избыточное количество материальных средств — тогда повышается и социальная ответственность за то, чтобы эти избыточные ценности направлялись людям. Но и каждый человек трудящийся должен иметь в виду, что труд благословляется Богом — в том числе потому, что результаты этого труда могут и должны обращаться на благо ближнего.

Ну и второе очень важное измерение. Труд действительно может быть наказанием. Рабский труд — это наказание. Труд, который не оплачивается достойно, — это наказание. Он превращается в тяжелейшее бремя. Ведь недаром во многих исправительных системах труд используется не только как средство исправления человека, но и как средство наказания. Есть же такое понятие «каторжный труд».

Вот для того чтобы труд был на благо, он не должен быть каторжным. Труд во благо человека должен иметь достойное вознаграждение . Труд должен быть стимулом для развития человеческой личности.

И здесь мы уже переходим к очень важной и сложной теме участия общества и государства в организации такого труда, который способствовал бы раскрытию человеческого потенциала, способствовал росту человеческой личности.

В связи с этим я хотел бы перейти к следующему вопросу.

«Ваше Святейшество! Скажите, пожалуйста, в чем состоит социальное партнерство Церкви и государства, о котором теперь часто говорят? Кому оно больше выгодно — Церкви или государству?» (Из письма Владимира Николаевича Боровского, город Калуга.)

Владимир Николаевич, я думаю, что речь идет не о прагматической выгоде. Если нужно получить некую выгоду, то необязательно вступать в социальное партнерство. Социальное партнерство предполагает взаимодействие и сотрудничество, направленное на улучшение жизни людей — на улучшение духовных и материальных условий жизни.

Церковь является очень большой «организацией», если говорить мирским языком. Десятки тысяч приходов, много монастырей. Церковь имеет возможность, обращаясь к людям, призывать их, в том числе, к участию в делах, имеющих прямое отношение к жизни общества, в делах, которые способны изменить жизнь народа, жизнь страны к лучшему. Нередко одна Церковь не может справиться с задачами, которые стоят на этом пути. И тогда она вступает в партнерские отношения — с государством, с другими общественными организациями, и умножает тем самым свои усилия.

Было бы очень важно понимать, в каких областях Церковь взаимодействует с государством — только в тех областях, которые направлены на создание благоприятных условий для духовной жизни человека и для решения тех социальных задач, невнимание к которым может нанести человеку непоправимый вред.

Мы взаимодействуем в сфере образования, потому что через образование формируется духовный мир человека . Церковь ставит перед собой очень важную задачу — укреплять нравственное начало в жизни личности и общества ; и для того чтобы это служение было эффективным, и осуществляется взаимодействие с системой образования.

Очень важно социальное партнерство Церкви и государства в делах благотворительности и милосердия . Я уже говорил в одной из наших передач о работе Церкви с беспризорными, с так называемыми бомжами, с инвалидами, сиротами, стариками. Все мы имеем возможность получать иногда очень тяжелую, душу надрывающую информацию из новостных программ телевидения о том, что происходит в домах престарелых, в местах, где содержатся сироты. Иногда информация такая страшная, что хочется сразу же встать и идти помогать. И ведь это не отдельные случаи! Во многих местах существует большое количество проблем, хотя при этом нельзя забывать о том, что и много доброго делается. И Церковь вступает во взаимодействие с государственными учреждениями для того, чтобы облегчать положение тех, кто в этом нуждается.

Я думаю, что замечательная сфера приложения сил Церкви и государства, социального партнерства — в сохранении культурных ценностей , в восстановлении памятников. Наверное, ни одна европейская страна не потеряла столько памятников архитектуры, столько национальных ценностей, как наша страна. Чтобы в этом убедиться, достаточно проехать по нашим городам. Сегодня очень многие путешествуют по Европе и видят сохранившиеся чудесные старинные здания XV-XVI-XVII веков. Где эти памятники архитектуры на русской земле? Некоторые говорят: «дома были из дерева построены, все сгорели». А храмы, а монастыри — где они? Их нет, они разрушены. Ну а то, что осталось, — иконы, другие произведения искусства, которые хранились в Церкви, а потом стали храниться в музеях? Их надо и далее оберегать, выставлять, воспитывать на этом людей.

Я могу и далее перечислять эти области социального партнерства. Социальное партнерство направлено на благо людей, и Церковь не может отказаться от этого, потому что вера без дел, по слову апостола, является мертвой (Иак. 2, 20). Чтобы вера наша не была мертвой, нужно делать добрые дела , в том числе взаимодействуя с государством. И, осуществляя добрые дела, Церковь вступает в отношения и с государственными учреждениями, и с общественными организациями. Главная задача, которая стоит перед Церковью, — приводить людей ко спасению. А спастись без живой веры, которая поддерживалась бы добрыми делами, невозможно . Поэтому, вступая в партнерство с внешним миром, Церковь делает то, к чему она призвана, — служит спасению людей.

Наша передача выходит в эфир накануне Дня Победы, в преддверии этого замечательного праздника, который обычно совпадает с периодом Пасхи. Я хотел бы от всего сердца поздравить вас с Днем Победы — днем, который объединяет весь наш народ, который обращает наш взор к величайшему подвигу людей, жизнь свою отдавших за Отечество. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто пал на полях сражений. Мы с благодарностью обращаем свой взор к ветеранам, которые до сих пор радуют нас своей активной жизненной позицией. И мы молимся о стране, о народе нашем, чтобы Господь дал нам мирное житие, оградил от всяких врагов, от нашествия иноплеменных, от междоусобной брани, дал силы и крепость к тому, чтобы совершать добрые дела.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Божие благословение пусть пребывает со всеми вами.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства

производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором!

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на сред

ства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них -- собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли -- тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства -- это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры -- уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки -- вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

используя текст приведите три объяснения идеи автора о том,что хозяин рынка-потребитель