Материальный поток в логистике: понятие, единицы измерения, классификация. Впервые о технике составления статистических графиков упоминается в работе Единицей материального потока является




к временному интервалу.


Названные физические формы материального потока отражают не что иное, как отдельные циклы (этапы) жизнедеятельности любой системы: поиск, закупка и потребление ресурса  переработка (трансформация) ресурса в готовый продукт (товар)  распределение продуктов (товаров)  использование (поглощение) продукта (товара). И поэтому исходной (начальной) точкой для изучения материального потока должен стать первичный источник сырья, а конечной (заключительной) – потребитель.

  • номенклатура;
  • ассортимент;
  • характеристики тары, упаковки;
  • условия транспортировки и хранения;
  • требования к выполнению логистических операций.

Параметры материального потока подразделяются на статические и динамические.


  1. объем;
  2. площадь;
  3. линейные размеры (ширина, длина, высота);

Б) весовые характеристики:

  1. масса;
  2. масса брутто (итал. вrutto – грубый, грязный) – вес товара с упаковкой (тарой);
  3. масса нетто (итал. netto – чистый) – вес товара без упаковки (тары).

Динамические (греч. dynamikos – способный к движению, развитию; связанный с появлением движения) параметры характеризуют состояние материального потока во времени под действием ряда логистических операций.

А) скорость перемещения, характеризующая путь S, «пройденный» материальным потоком за определенный отрезок времени t:

Vпмп = S / t.

Единицей изменения скорости перемещения материального потока могут быть км/ч, т км/ч, км/дн, т км/дн и т. д.;
Б) скорость доставки, характеризующая общие массу (Q) или объем (V) материального потока, доставляемого в конкретную точку потребления за определенный отрезок времени t (другими словами, это та или иная «быстрота» доставки):

Vдмп = Q / t или Vдмп = V / t.

Единицами измерения скорости доставки являются т/ч, т/дн, т/мес., т/год или дм3/ч, дн, мес., год; м3/ч, дн, мес., год;
В) интенсивность (или темп) доставки – это отношение общей массы (Q) или объема (V) доставляемого материального потока в конкретную точку потребления к обусловленному отрезку пути (S):

Iмп = Q / S, или Iмп = V / S.

Единицы измерения – (кг/м, т/м, т/км) или (дм3/м, дм3/км, м3/км);
Г) время доставки – отношение пути (S), который проходит материальный поток из начальной точки до конечной точки потребления, к скорости перемещения Vпмп:

t = S / Vпмп.

Единицы измерения времени доставки – часы (ч), дни (дн), месяцы (мес.);
Д) длина пути – путь, проходимый материальным потоком от начальной до конечной точки, измеряемый единицами длины или времени.
С целью более детального изучения и прогнозирования материального потока в зависимости от его вида возможно использование еще и дополнительных динамических параметров.

Понятие материального потока в логистике является ключевым, а поэтому его следует считать основным объектом логистики. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и вплоть до конечного потребителя.
Авторы многих работ по логистике дают сходные определения материального потока. Так, к примеру, И. И. Бажин определяет материальный поток как совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка) операций.
А. М. Гаджинский под материальным потоком понимает грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенных
к временному интервалу.
В терминологическом словаре «Логистика» термин «материальный поток» (material/low) определяется как «продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу».
Далее нет необходимости перечислять и приводить формулировки других авторов, ибо все они очень похожи.
По своей природе указанный поток материален (лат. materialis – вещественный, реальный). Он может проявляться в различных физических формах, а именно в виде:
а) сырья, материалов, исходных или первичных заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий, оборудования и т. п. (все перечисленное можно определить как материально-технические ресурсы);
б) готовых изделий (товаров);
в) продуктов конечного потребления;
г) отходов производственной сферы и отходов потребления.
Названные физические формы материального потока отражают не что иное, как отдельные циклы (этапы) жизнедеятельности любой системы: поиск, закупка и потребление ресурса  переработка (трансформация) ресурса в готовый продукт (товар)  распределение продуктов (товаров)  использование (поглощение) продукта (товара). И поэтому исходной (начальной) точкой для изучения материального потока должен стать первичный источник сырья, а конечной (заключительной) – потребитель.

Характеристические признаки и параметры оценки материальных потоков

Любой процесс изучения конкретных объектов основан на получении их качественных и количественных характеристик. Качественные характеристики необходимы для устранения наличия существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих материальный поток (МП) от других потоков. В свою очередь, количественные характеристики МП нужны для изучения и определения его со стороны величины, объема, числа.
В логистике при изучении и определении материальных потоков в виде качественных характеристик следует рассматривать признаки, а количественных – параметры.

Признаками материального потока вполне могут считаться:
– номенклатура;
– ассортимент;
– характеристики тары, упаковки;
– условия транспортировки и хранения;
– требования к выполнению логистических операций.
Параметры материального потока подразделяются на статические и динамические.
Статические (греч. – неподвижный) параметры характеризуют внутреннее соотношение свойств материального потока
в отрыве от их «развития», движения. Очевидно, такими параметрами для материального потока являются:
А) габаритные характеристики:
1) объем;
2) площадь;
3) линейные размеры (ширина, длина, высота);
Б) весовые характеристики:
1) масса;
2) масса брутто (итал. вrutto – грубый, грязный) – вес товара с упаковкой (тарой);
3) масса нетто (итал. netto – чистый) – вес товара без упаковки (тары).
Динамические (греч. dynamikos – способный к движению, развитию; связанный с появлением движения) параметры характеризуют состояние материального потока во времени под действием ряда логистических операций.
Основными динамическими параметрами материального потока являются:
А) скорость перемещения, характеризующая путь S, «пройденный» материальным потоком за определенный отрезок времени t.

  • II. Расчет номинального значения величины магнитного потока.
  • Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  • Амортизация основных средств: понятие, назначение, методы расчёта.
  • Производство продукции проходит ряд этапов. Во-первых, необ­ходимо закупить и доставить определенные материалы для производ­ства выбранной продукции. Во-вторых, нужно организовать процесс непосредственного производства продукции из доставленных мате­риалов. В-третьих, следует организовать сбыт выпущенной продук­ции. В результате совершаются различные операции с сырьем, полу­фабрикатами и готовыми изделиями. Следствием выполнения этих операций является возникновение материальных потоков.

    Материальные потоки могут возникать между предприятиями или внутри предприятия. Если речь идет о доставке сырья или мате­риалов, комплектующих или полуфабрикатов от поставщика до пред­приятия, то материалопоток возникает между предприятиями. Если речь идет о перемещении материалов, сырья и т.п. внутри предприя­тия между стадиями изготовления продукции, то материалопоток возникает внутри предприятия.

    Таким образом, основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.

    Материальный поток (МП ) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т.п.).

    Под материальными ресурсами (МР) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

    Незавершенное производство (НЗП) - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

    Готовая продукция (ГП) - продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

    Выделяются следующие признаки классификация материальных потоков:

    1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).

    2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные.

    3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукций в натуральном выражении (шт., т, и т. п.). Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования.

    4. По ассортименту материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортимент бывает групповой, видовой и внутривидовой.

    5. В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др. К ним относятся потоки, приведённые далее в тексте.

    Массовый поток - это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.

    Крупный поток - это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров, и т. п.

    Средний поток - это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами, и т. п.

    Мелкий поток - это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.

    Тяжеловесные потоки - это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при этом же весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного места при перевозках более 1 т., а при железнодорожных перевозках- 0,5 т.

    Легковесные потоки - это потоки, образованные грузами с малой плотностью, и, следовательно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1т. груза занимает более 2 .

    Негабаритные потоки - это потоки грузов, высота одного места которых более 3,8 м, длина - больше длины грузовой площадки.

    Насыпные грузы образуют потоки, требующие специальных транспортных средств: бункерных вагонов, контейнеров, трейлеров и т. п., перевозятся обычно навалом (например, зерно).

    Навалочные грузы образуют потоки, не требующие специального затаривания, и для которых допускается слеживание, смерзание и др., например, рудо, уголь и т. п.

    Наливные грузы - это жидкие или полужидкие грузы, заливаемые в другие наливные транспортные средства.

    Тарно-штучные и штучные грузы имеют разнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироваться как в определенной таре (ящики, мешки и др.).

    МП может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность , под которой понимается количество объемных или весовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого возможны следующие размерности материального потока: т/год, шт./ч, ед./сутки, п. м/ч, м 2 /год и др.

    С каждым из вышеуказанных параметров связан определенный набор информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также разного рода ограничения.


    | | | | | 6 | | | | | | | | | | |

    Федеральное агентство по образованию

    Филиал Санкт-Петербургского государственного

    инженерно-экономического университета в г. Череповце

    Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

    Контрольная работа

    По дисциплине: Логистика

    Вариант 7

    Материальный поток и его измерители.

    ВВЕДЕНИЕ

    Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

    Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

    По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

    1.ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА.

    Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

    Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

    Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

    Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

    • номенклатура, ассортимент и количество продукции;
    • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
    • весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;
    • характеристики тары (упаковки);
    • условия транспортировки и страхования;
    • финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

    2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ.

    Материальные потоки определены как грузы, рассмат­риваемые в процессе приложения к ним различных логис­тических операций. Большое разнообразие грузов и логис­тических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необхо­димо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения боль­шой группы операций. Например, при проектировании рас­пределительной сети и определении количества и размеще­ния складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, - детально изучается каждая операция.

    Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

    Отношение к логистической системе;

    Натурально-вещественный состав потока;

    Количество образующих поток грузов;

    Удельный вес образующего поток груза;

    Степень совместимости грузов;

    Консистенция грузов.

    По отношению к логистической системе материаль­ный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

    Внешний материальный поток протекает во внеш­ней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

    Внутренний материальный ноток образуется в результате осуществления логистических операций с гру­зом внутри логистической системы.

    Входной материальный поток поступает в логисти­ческую систему из внешней среды.

    Выходной материальный поток поступает из логис­тической системы во внешнюю среду. Для предприятия оп­товой торговли его можно определить, сложив материаль­ные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

    При сохранении на предприятии запасов на одном уров­не входной материальный поток будет равен выходному.

    По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходи­мо, так как ассортиментный состав потока существенно от­ражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, ры­бой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно от­личаться от логистического процесса на картофелехранили­ще, которое работает с одним наименованием груза.

    По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

    Массовым считается поток, возникающий в про­цессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный со­став или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

    Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

    Мелкие потоки образуют количества грузов, не по­зволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совме­щения с другими, попутными грузами.

    Средние потоки занимают промежуток между круп­ными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомоби­лями.

    По удельному весу образующих поток грузов материаль­ные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

    Тяжеловесные потоки обеспечивают полное ис­пользование грузоподъемности транспортных средств, тре­буют для хранения меньшего складского объема. Тяжело­весные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. При­мером тяжеловесного потока могут служить рассматривае­мые в процессе транспортировки металлы.

    Легковесные потоки представлены грузами, не по­зволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 - например, табачные изделия в процес­се транспортировки образуют легковесные потоки.

    По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые мате­риальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продоволь­ственных товаров.

    По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и налив­ных грузов.

    Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозить­ся в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в кон­тейнерах, в автомашинах.

    Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) - как правило, минерального происхождения. Пере­возятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживать­ся, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

    Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это мо­гут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

    Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с на­ливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.


    3. ЗАДАЧИ.

    Задача №1.

    Построить кривую ABC-анализа для следующего множества:

    Наименование объекта

    Вклад объекта в порядке убывания

    Доля объекта в общ вкладе, %

    № позиции объекта в первоначальном списке

    Кол-во позиций нарастающим итогом (ось ОХ)

    Доля объекта нарастающим итогом (ось ОY)


    Вывод
    : в группу А войдут объекты: О4,О9,О5; в группу В войдут объекты: О7, О6, О2, О10 ; в группу С войдут объекты: О8, О3, О1.

    Материальные потоки по группам несбалансированны, т.е.

    Группа

    Стандарт

    Фактич.

    Вывод: материальные потоки группы А и В надо уменьшиь, а для группы С –увеличить.

    Задача №2.

    Годовой спрос D единиц, стоимость подачи заказа C 0 рублей/заказ, закупочная цена, С рублей/единицу, годовая стоимость хранения одной единицы составляет а % ее закупочной цены. Время доставки 6 дней, в году 300 рабочих дней. Найти оптимальный уровень заказа, издержки, уровень повторного заказа, число циклов за год, расстояние между циклами. Сравнить две модели: основную и с дефецитом (заявки выполняються).

    a

    Модель логистической системы с дефицитом:

    1) Оптимальный размер заказа q :

    2) Издержки ТС

    3) Размер дефицита

    4) Число циклов за год

    n=D/q=650/86≈8 циклов

    5) Расстояние между циклами

    t=T/n=300/8≈38 дней

    6) Точка заказа или уровень повторного заказа

    q 1 =(t д D/T)-s=(180∙650/300)-42=348 ед

    Модель логистической системы с фиксированным размером заказа:

    1) Оптимальный размер заказа q :

    2) Издержки ТС

    3) Число циклов за год

    n=D/q=650/61≈11 циклов

    4) Расстояние между циклами

    t=T/n=300/11≈27 дней

    5) Точка заказа или уровень повторного заказа

    q 1 =t д D/T=180∙650/300=390 ед

    Вывод: Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе. Напротив, система с фиксиро­ванным интервалом времени между заказами требует лишь периоди­ческого контроля количества запаса. Необходимость постоянного /чета запаса в системе с фиксированным размером заказа можно рассматривать как основной ее недостаток. Напротив, отсутствие постоянного контроля за текущим запасом в системе с фиксирован­ным интервалом времени между заказами является ее основным преимуществом перед первой системой.

    Следствием преимущества системы с фиксированным интервалом времени между заказами является то, что в системе с фиксиро­ванным размером заказа максимальный желательный запас всегда имеет меньший размер, чем в первой системе. Это приводит к эко­номии на затратах по содержанию запасов на складе за счет сокра­щения площадей, занимаемых запасами, что, в свою очередь, ос­тавляет преимущество системы с фиксированным размером заказа перед системой с фиксированным интервалом времени между зака­зами.

    Задача №3.

    В таблице приведены координаты восьми потребителей, указан месячный грузооборот каждого из них. Найти координаты снабжающего центра.

    № потребителя

    Координата Х

    Координата Y

    Грузооборот

    Вывод: логическое решение ориентировочное место для расположения склада должны иметь координаты (197;15)

    Задача №4.

    Осуществить выбор поставщика, если известна динамика цен на поставляемые товары. Данные приведены в таблице.

    Расчет средневзвешенного темпа роста цен:

    Поставщик

    2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». 1995.

    3. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2000

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Материальные потоки в логистике. Современная рациональная организация и управление движением материальных потоков. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства, максимальной непрерывности процессов и планового руководства.

      реферат , добавлен 03.05.2009

      Виды (внутренний, внешний, входной, выходной) материальных потоков. Изучение организационного механизма формирования, планирования и регулирования материальных потоков в рамках логистических систем. Толкающая и тянущая системы управления производством.

      курсовая работа , добавлен 13.10.2010

      Информационный поток: сущность, содержание, управление. Характерные черты процесса принятия решения, основные факторы. Модуль-метод, особенности его применения. Графоаналитический метод исследования потоков информации. Примеры информационных потоков.

      курсовая работа , добавлен 08.02.2012

      Категория товарно-материальных запасов, факторы, влияющие на их объем. Виды товарно-материальных запасов: сырьевые материалы, товары, находящиеся на стадии изготовления, готовая продукция. Виды возможных издержек. Системы управления запасами на фирмах.

      презентация , добавлен 06.06.2013

      Сущность и место планирования и прогнозирования. Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов и входных материальных потоков предприятия. Управление планированием запасов материальных ресурсов организации и его оптимизация.

      курсовая работа , добавлен 08.02.2012

      Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков от их первичного источника до конечного потребителя. История, специфика, факторы и этапы развития логистики. Суть логистического подхода.

      реферат , добавлен 27.01.2011

      Характеристика особенностей стадий логистики. Исторические периоды развития концепции логистики. Сущность неформальных методов управления, используемых в логистике. Понятие "материальный поток" и его определение. Правила распределительной логистики.

      контрольная работа , добавлен 08.02.2012

      Эклектичность логистики в рамках традиционной парадигмы. логистика как управление материальными потоками. Операциональное определение понятия "поток". Понятие, объект, предмет логистической деятельности. Поток капитала в рамках традиционной парадигмы.

      Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями -- начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

      Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

      Материальный поток -- это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

      Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе -- единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

      Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

      Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

      Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

      Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

      Характеристики тары (упаковки);

      Условия транспортировки и страхования;

      Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

      Классификация материальных потоков:

      По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

      По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

      По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции -- это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

      По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

      - Массовый -- это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

      - Крупные -- это потоки нескольких вагонов или машин.

      - Мелкие -- это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

      Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

      5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

      - Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

      - Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

      По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

      По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

      - Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

      - Навалочные грузы -- как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

      Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

      - Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

      По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

      Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.