Объясняем на пальцах: В малом и среднем бизнесе занято меньше трети россиян. Почему так мало? Определение среднесписочной численности работающих на предприятиях малого бизнеса Единый реестр малых и средних предприятий

Законодательство устанавливает несколько критериев отнесения предприятий к малым субъектам предпринимательства, и один из них - это численность работников организации.

Законодательство о малых предприятиях

Главные вопросы малых предприятий регулируются в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - 209-ФЗ).

Действуют также постановления Правительства, регулирующие отдельные вопросы критериев отнесения к таким субъектам (N 265 от 4 апреля 2016 г. и др.).

Вопросы составления и предоставления отчетности такими субъектами регулируются приказами Росстата, ФНС и другими ведомственными нормативными актами.

Критерии малого предприятия

Количество работающих на малом предприятии

В пп. 2«б» п. 1.1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ устанавливается критерий, относящийся к численности персонала субъекта малого предпринимательства и позволяющий отнести субъекта к этой группе.

Это средняя численность его работников за предшествующий календарный год.

К малым предприятиям законодательство относит предприятия с численностью работающих там не более ста человек включительно, а для микропредприятий, отдельно выделяемых в составе малых, - пятнадцати человек включительно.

Микропредприятия в последнее время подверглись существенному изменению в части законодательного регулирования, но критерий их численности остался прежним.

Как посчитать среднюю численность персонала малого предприятия

Расчет численности не слишком прост, поскольку последняя содержит в себе:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность лиц, работавших по гражданско-правовым договорам (выполнения работ, оказания услуг и др.).

Вопросы подсчета каждого показателя регулируются в действующей до настоящего времени

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в

Предпринимательская деятельность в Украине, как и во многих других государствах, связана с определенными ограничениями. Мы уже выяснили, что существуют два количественные критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории предприятий малого бизнеса, которые дают право рассчитывать на упрощение бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности:

1) среднесписочная численность работающих;

2) объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Согласно обобщающее налоговое разъяснение о применении положений Указа Президента Украины № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства», утвержденного приказом ГНАУ от 23 июня 2006 года № 352, при определении среднесписочной численности работающих и объема выручки необходимо использовать соответствующие данные за календарный год.

Среднесписочная численность работающих согласно абзаца 4 п. 1 Указа Президента Украины № 727 (Указа о едином налоге) определяется по методике, утвержденной органами статистики. Таким образом, с 01.01.2006 г.. Следует использовать Инструкцию по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г.. № 286.

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица определяют среднесписочную численность с учетом работающих по совместительству и по договорам гражданско-правового характера (договоры подряда и т. П.), А также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений.

Инструкции по статистике количества работников № 286 изложены две методики расчета среднего количества работников и рассматривается 2 показателя:

1) средняя численность работников предприятия, то есть фактически занятых на предприятии;

2) средняя численность работников в эквиваленте полной занятости. Это условная величина, являющаяся равным количеству лиц, которых следует привлечь для работы на полный рабочий день. Как правило, она не соответствует реальному количеству работающих.

Средняя численность работников определяется за месяц как сумма:

Среднесписочной численности штатных работников;

Среднесписочной численности внешних совместителей;

Среднесписочной численности работников, работающих по гражданско-правовым договорам (ГПД).

Ежедневно человека учитывают как целую единицу, а особенности графика ее работы не принимаются. За выходные и нерабочие дни данные остаются на уровне последнего рабочего дня.

Для вычисления показателей среднего количества за месяц нужно составить ежедневные данные о количестве работающих, разделить на количество календарных дней в месяце и округлить до целого числа.

Приведем пример расчета первого показателя - среднесписочной численности персонала малого предприятия за март месяц на основании таких условных данных: в штате предприятия на 1 марта числится 31 работник, все работают по 8:00 в день, кроме одного человека, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; вне штата - 8 совместителей (каждый работает юга - 4:00), 10 работников привлечены к выполнению работ по договорам подряда. Один из штатных работников находился в оплачиваемом отпуске (15 календарных дней с 17 по 31 число), 1 работник болел (10 календарных дней с 12 по 21 число), 2 работника находились в неоплачиваемом отпуске (каждый по 3 календарных дня): первый - с 5 по 8 число, второй - с 19 по 21 число. С 11 числа в штат предприятия было принято одного работника. Дополнительные данные: количество календарных дней в марте - 31, рабочих - 20, нормальная продолжительность рабочего дня - 8:00, в предпраздничный день - 7:00.

Рассмотрим порядок определения среднего количества работников предприятия за месяц. Для удобства приведем исходные данные в табличной форме. В табл. 1.3 приведены как штатные работники, так и внешние совместители, а также работники, привлеченные к работе по договорам подряда.

В первую очередь выполняют расчет, касается штатных работников.

В расчете среднего количества работников участвуют как присутствующие, так и временно отсутствуют штатные работники (например, те, что находятся в оплачиваемом отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы, отсутствуют вследствие болезни, а также работники, допустившие прогул и т. Д.), то есть все работники, находящиеся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора.

Штатные работники, работающие на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при зачислении на работу (указанные работники в нашем примере не значатся).

В расчете среднесписочной численности штатных работников учетного состава не учитываются работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая усыновление новорожденного ребенка непосредственно из роддома (пп. 2.5 .8 - 2.5.9 Инструкции по статистике количества работников № 286). Учет этих категорий работников ведется отдельно (указанные работники в нашем примере значатся в количестве одной штатной лица).

Таблица 1.3. КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ, подлежащих включению в расчет за датам

Дата

Дата

Всего

Штатный работник, получающий на одном предприятии 1,5 - 2 ставки, то есть оформлен по совместительству на том же предприятии, что и основное место работы (внутреннее совместительство), или менее одной ставки, в учетной численности штатных работников учитывается как одно физическое лицо (в нашем примере подобные работники не числятся).

Что касается внешних совместителей, а также работников, привлеченных для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, то для определения средней численности работников, фактически занятых на предприятии, они учитываются как целые единицы в течение всего срока действия договора независимо от продолжительности рабочего дня.

При этом в число работающих по гражданско-правовым договорам не входят граждане-предприниматели, которые выполняли работы по гражданско-правовым договорам (граждане - предприниматели в нашем примере также не числятся).

Итак, если вернуться к таблице 1.3 с исходными данными, в приведенном примере численность работников списочного и вне-учетного состава, принадлежащих включению для расчета средней численности работников за все дни марта, составляет 1 509 человек, календарное количество дней - 31, средняя численность работников за месяц в этом случае составляет 49 человек (1509: 31 = 48,68).

Если по данным этого же примера речь пойдет о второй показатель - среднее количество работающих в эквиваленте полной занятости, то расчет надо выполнять следующим образом:

1) установить норму времени в марте месяце:

При 8 часовом рабочем дне - 159 человеко-часов;

При 4 часовом рабочем дне - 80 человеко-часов

Штатных сотрудников: 30 чел. х 159 г. + 1 чел. х 8 ч х 15р. дн. = 4 890 люд.-г.

Внешних совместителей: 8 чел. х 80 г. = 640 люд.-г.

3) определить среднее количество всех работников вместе с работающими по гражданско-правовым договорам (ГПД): (4890 люд.-г. +640 люд.-г.) 159 люд.-г. + 10 по ГПД = 34,78 + 10 = 44, 78, то есть 45 человек.

Как видим, два варианта расчета дали разные результаты: показатель среднего количества составляет 49 человек, а показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости по тем же данным - 45 человек, то есть ниже. В некоторых случаях это может пригодиться предпринимателю, остальные будут зависеть от обоснованности используемой методики расчета.

Так, при определенных условиях организации производственного процесса, то есть когда трудно установить режим рабочего дня и фонд рабочего времени (для работающих дома, по договорам подряда и др.) Показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости может быть единственным возможным вариантом правильного расчета среднего количества работников на малом предприятии.

Рассмотрим это на примере по следующим данным: в апреле на основном месте работы числилось 35 работников, из них 24 работали дома и получали по 650,00 грн. Фонд зарплаты на предприятии в апреле составил 27300, 00 грн. В апреле 30 календарных и 21 рабочих дней. Определим 2 показателя:

1) среднесписочная численность работающих на предприятии составляет 35 человек, то есть штатных работников;

Количество лиц, работающих полный рабочий день - 11 (35 - 24);

Работающих дома рассчитывают в эквиваленте полной занятости исходя из среднемесячной зарплаты штатных работников. Среднемесячная зарплата штатных работников составляет 780,00 грн (27300, 00: 35 штатных работников).

Итак 24 х 650,00 780,00 = 20 человек;

Средняя численность работников в эквиваленте полной занятости: 11 + 20 = 31 человек.

В Указе о едином налоге не сказано, какой методике следует пользоваться, но замечено, что нужно учитывать всех работников. Методика расчета среднего количества работников предприятия предусматривает включение, вместе со штатными работниками списочного состава, отдельных категорий работников вне списочного состава (которые в отчетном периоде также привлекались к работе и получали заработную плату). Поэтому, по нашему мнению, следует пользоваться методикой определения средней численности работников. Согласно п 3.2.5 и 3.3 Инструкции по статистике количества работников № 286 среднесписочная численность работников за период с начала года рассчитывается путем сложения среднесписочной численности штатных работников за все месяцы работы предприятия с начала года по отчетный месяц и деления полученной суммы на количество месяцев с начала года; среднее количество внешних совместителей и работников, работающих по гражданско-правовым договорам за период с начала года определяется путем подсчета среднего количества этих работников за все месяцы с начала года по отчетный месяц и деления полученной суммы на количество месяцев с начала года. Отсюда следует, что в отдельных месяцах текущего года среднесписочная численность может превышать 50 человек (например: при сезонном характере работ в летние месяцы). Главное, чтобы этот показатель сохранялся в пределах текущего года, и поэтому осторожном бухгалтеру приходится ежемесячно подсчитывать своих работников, чтобы вписаться в дозволенные рамки.

Среднесписочная численность работников за период с начала года (в том числе за квартал, полугодие, 9 месяцев, год) исчисляется путем подсчета среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на количество месяцев за период с начала года, то есть соответственно на 2, 3, 4 ... 12. Например: среднесписочная численность всех работников составляла за октябрь 52 человека, ноябрь - 36 человек, декабрь - 38 человек. Среднесписочная численность за IV квартал составляет (52 + 36 + + 38): 3 = 42 человека.

Среди множества прав и свобод, которыми наделяет гражданина РФ Конституция, следует выделить принцип свободы заниматься экономической или предпринимательской деятельностью. Что это такое?

Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая человеком на личное усмотрение с целью регулярного получения прибыли от оказания предпринимателем или наемными рабочими услуг и работ, продажи товаров, личных навыков и умений, а также от пользования имуществом. Зачастую успешная предпринимательская деятельность граждан выливается в образование собственного малого предприятия в виде ИП или юридического лица

Сущность понятия «малое предприятие»

Основным определяющим критерием малого предприятия (МП) в Российской Федерации считается количество наемного персонала, работающего в штате или по договорам ГПХ. Согласно законодательным актам, к субъектам МП относятся коммерческие организации (кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Доля участия этих компаний в уставном капитале религиозных и общественных организаций, субъектов РФ, благотворительных и подобных им фондов не может превышать 25 %. А суммарный процент иностранных компаний и крупных юридических лиц в составе этих фондов должен составлять менее 49 %.

Следующим по важности критерием является численность наемных рабочих. Она должна укладываться в следующие рамки:

  • для организаций в области промышленности, транспорта и строительства - 100 человек;
  • для сельхозпредприятий и компаний, занятых в научно-технической сфере, установлен лимит в 60 человек;
  • для оптовиков - 50 человек;
  • для предприятий из сферы розницы и бытового обслуживания - 30 человек;
  • для организаций, занятых в иных отраслях, этот ценз составляет 50 человек.

Под критерии малого предприятия также подпадают физические лица, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица. К перечню субъектов хозяйствования, которые могут считаться МП, можно отнести: ИП, фермерские хозяйства, потребительские кооперативы, хозпартнерства, хозяйственные общества и производственные кооперативы.

Третьим важным критерием считается величина выручки. Она не должна превышать для микропредприятий 120 миллионов рублей, а для МП - 800 млн.

Критерии определения субъектов МП

К основным критериям малого предприятия чаще всего относят следующие составляющие:

  • полученный предприятием ежегодный оборот;
  • размер уставного капитала;
  • средняя численность наемного персонала;
  • величина активов.

Юридические лица обычно используют три критерия (численность работников, величину выручки и требования, предъявляемые к структуре собственного капитала), а ИП - только два (размеры дохода и среднесписочную численность персонала). В соответствии с ФЗ № 209 «О развитии МП и СП в РФ» от 24. 07. 2007 года существует государственный реестр, куда вносятся физические лица, ведущие свою деятельность, как ИП и юрлица (коммерческие предприятия и потребительские кооперативы, кроме унитарных муниципальных и госпредприятий). Эти организации могут относиться к МБ, т. е. среднесписочное количество работников за год должно составлять 100 человек.

Особенности налогообложения МП

Экономика малого предприятия стимулируется при помощи льготного кредитования, налоговых льгот при выполнении услуг и производстве товаров, а также предоставления оборудования в лизинг. Согласно Налоговому кодексу РФ МП могут использовать ОСНО (общий режим налогообложения), упрощенный режим - УСНО, а также «вмененку» (ЕНВД) и ЕСХН (налоговой режим для сельхозорганизаций).

Возможностью УСНО (одна из льгот для МП) могут пользоваться ИП и организации с предельным количеством наемного персонала до пятнадцати человек. Предприятие считается малым лишь в том случае, если в течение последних четырех кварталов его выручка не превышала размер, равный 1000-кратному МРОТ. С 1 июля 2017 года один МРОТ равняется 7 800 рублей.

Льготы для МП

Большое внимание развитию МП всегда уделяло правительство. Это связано с тем, что малые предприятия в периоды кризисов самыми первыми становятся банкротами. Благодаря сектору малого предпринимательства в стране существует относительно здоровая конкуренция за счет довольно высокого качества оказываемых услуг и производимых товаров, а также достаточной гибкости структуры организации малого предприятия.

Первая льгота, применяемая с 01 июня 2014 года, касается разрешения малым компаниям не лимитировать остаток по кассе и хранить в ней денежные средства без лимита остатка. Чтобы применить эту льготу, бухгалтеру достаточно составить соответствующий приказ.

Вторая льгота касается возможности субъектом МП применять упрощенные способы бухучета. То есть для малых организаций предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. И существует ряд ПБУ, которые на них не распространяются. Следует также помнить, что ИП бухучет практически не ведут, а микропредприятиям разрешается вести бухучет методом сплошной записи хозяйственных операций, то есть без необходимости совершать проводки. Таким образом, организуется учет хозяйственных операций, сдается отчетность. Именно так выглядят бухгалтерские особенности малых предприятий.

Меры правительства РФ, направленные на поддержку МП

Программы поддержки МП ежегодно финансируются из бюджета субъектов РФ, ФБ, из иных источников и средств местных бюджетов. Муниципальные и государственные программы финансирования МП ведутся по следующим направлениям:


Способы подтверждения предприятиями статуса МП

Дополнительным преимуществом МБ считаются льготные условия при участии в государственных закупках. При прочих равных условиях организациям сферы МП, представленным в базе объявлений запросов-предложений, отдается предпочтение при выборе по сравнению с конкурентами. Некоторые конкурсы изначально создаются таким образом, что только субъекты малого или среднего предприятия могут подать на него заявку. Поэтому при участии в госзакупках часто нужно подтверждать соответствие организации критериям малого предприятия. Сделать это можно, уяснив структуру собственного капитала, просчитав численность работников и взяв результаты предпринимательской деятельности из декларации для юридических лиц.

Фирма, чтобы потерять преимущества, которые даются МП, должна перестать соответствовать всем критериям в течение 3 лет подряд (ранее - 2 года). Благодаря последним изменениям необходимость подтверждать статус МП отпала, так как он автоматически присваивается в соответствии с данными налоговой декларации. А ФНС с августа 2016 года формирует реестр малых предприятий, где учитывает все организации, относящиеся к МП. Это упрощает процесс получения фирмами льгот.

Кредитование на льготных условиях для МП

Многие крупные банки разработали программы льготного кредитования МП. Благодаря изменениям критериев в 2016 году часть крупных компаний могут войти в сегмент мелкого и среднего бизнеса, следовательно, воспользоваться льготными продуктами кредитования. Это в свою очередь увеличит количество выданных кредитов, чем снизит процентную ставку по ним. Сбербанк, к примеру, предлагает начинающим предпринимателям кредит для МБ «С нуля»», а для бизнеса по схеме франшиз и уже существующего предприятия - пакет кредитных услуг «Бизнес-старт».

Надзорные каникулы для МП

Всем, кто планировал открыть собственное дело, специалисты рекомендуют заняться этим именно сейчас, потому как в соответствии с государственной программой стимулирования роста и развития МБ с 1 января 2016 по 31 декабря 2018-го всем МП предоставляются надзорные каникулы в течение двух лет.

В этот период не могут осуществляться проверки на малых предприятиях. К примеру, ни санитарный инспектор, ни пожарная охрана, ни представитель какой-либо иной инстанции не имеет право осуществлять проверку. Также сокращены лимиты выездных неналоговых проверок: для микропредприятий - не больше 15 часов в год, а для МП - не более 50.

Таблица 3.1 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

в % к январю-марту 2008 г.

Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п.

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера

По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.

В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах - на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО - на 11,5%, в Центральном ФО - на 7,7%.

Таблица 3.2 Изменение среднесписочной численности занятых на МП по регионам в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.

В январе-марте 2009 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 34 регионах.

Максимальное увеличение показателя было отмечено в Хабаровском крае (в 2,3 раза) и Чукотском АО (в 2,0 раза). Сильное увеличение среднесписочной численности занятых на МП зафиксировано также во Владимирской области (на 40,7%), Ханты-Мансийском АО (на 36,8%) и Республике Карелия (на 33,2%).

Наибольшее сокращение показателя произошло в Волгоградской области (на 49,4%). Сильное сокращение показателя также отмечено в таких регионах, как Алтайский край (на 45,8%), Республика Северная Осетия-Алания (на 45,1%), Курская (на 37,7%), Ленинградская (на 32,6%) и Магаданская (на 32,6%) области.