Как получить грант: пошаговая схема действий. Выплаты из средств гранта. Возможности программного обеспечения Составление сметы и документальное оформление

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В наступившем году мы продолжаем серию статей об особенностях взаимоотношений физических лиц - получателей грантов и учреждений, на базе которых выполняются работы по проекту, на который получен грант <*>. Отношения между физическим лицом и учреждением в таком случае не являются трудовыми, однако в интересах обеих сторон правильно организовать трудовую деятельность коллектива, выполняющего работы за счет гранта.
<*> Об особенностях и проблемах учета грантов в государственных и муниципальных учреждениях читайте так же в статьях:
- А.Ю. Шихова "Гранты, где золотая середина?" в журнале "Советник в сфере образования" № 6 за 2015 год;
- А.Ю. Шихова "Доходы учреждения от грантов" в журнале "Советник в сфере образования" № 7 за 2015 год;
- Т.П. Ерофеевой "Имущество грантополучателя" в журнале "Советник в сфере образования" № 8 за 2015 год;
- Т.П. Ерофеевой "Посреднические сделки государственных (муниципальных) учреждений" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 12 за 2015 год;
- М.Н. Желонкиной "Документооборот в рамках выполнения поручений физических лиц" в журнале "Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения" № 12 за 2015 год.

Руководитель и организация

Одним из крупнейших грантодателей России является Российский фонд фундаментальных исследований (далее - РФФИ, Фонд), поэтому организацию отношений между физическим лицом - получателем гранта и учреждением рассмотрим на примере правил РФФИ. В РФФИ утвержден свой Порядок выполнения работ по проектам, поддержанным РФФИ, и использования гранта (далее - Порядок РФФИ). Полный текст Порядка РФФИ размещен по адресу http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171 .
Согласно Порядку РФФИ получателем гранта признается руководитель проекта, подавший заявку на получение гранта и выигравший конкурс.
Почти во всех случаях, когда проект (заявку) на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта (далее - Организация). Как правило, это учреждение, в котором работает руководитель проекта.
РФФИ отмечает, что для него не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с Организацией или не состоят, так как отношения между грантополучателем и Организацией по предоставлению условий для выполнения проекта являются гражданско-правовыми.
В Порядке РФФИ указано, что исследования руководителя по проекту не могут входить в основную деятельность учреждения, то есть учреждение не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с Организацией по другим основаниям, то работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и Организацией являются гражданско-правовыми.

Как получить грант - куда обратиться + что для этого нужно + какие документы предоставить + и что делать с полученными деньгами.

У вас есть безумная идея для открытия бизнеса, а также огромное желание работать?

Но при этом у вас нет достаточной суммы денег для этого?

И вы не хотите влазить в долги перед знакомыми или же брать кредит в банке?

Тогда вам будет весьма полезна информация о том, как получить грант .

Не секрет, что многие бизнес-проекты смогли воплотиться благодаря именно такой финансовой поддержке.

Если вы также хотите получить эту возможность, то приготовьтесь к тому, что вам придется приложить немало усилий, но результат будет того стоить.

Что такое грант?

Прежде чем говорить о том, как получить грант, необходимо разобраться с самим понятием, что это.

Грант - это или натуральной формы, направленная на открытие или расширение бизнеса.

Важной отличительной особенностью такой поддержки является то, что она не требует возвращения, то есть является безвозмездной.

Гранты на открытие или развитие бизнеса могут выдавать:

  • государство;
  • частные фонды;
  • иностранные организации.

Исходя из этого, нужно понимать, что эти организации могут выдвигать разные требования для получения гранта.

Поэтому не растрачивайте свои силы на то, чтобы подать заявки везде, где только можно.

Подберите тот источник, который будет подходить под вашу сферу деятельности и работайте над выполнением его условий.

Куда обращаться, чтобы получить грант?

«Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.»
Стив Джобс

Как уже говорилось выше, есть три основные категории организаций, которые готовы предоставить деньги или другие активы.

Но здесь есть нюансы, используя которые вы сможете понять, куда вам стоит обращаться в первую очередь.

Также вы должны понимать, что те фонды, которые готовы оказать финансовую поддержку, преследуют разные цели.

Особенности выдачи грантов государственными организациями

  1. Государственные фонды при выдаче грантов на отдают предпочтение социально незащищенным категориям:
    • выпускникам вузов,
    • тем, кто состоит в центре занятости,
    • попавшим под сокращение,
    • военным в отставке,
    • одиноким матерям,
    • инвалидам,
    • молодым специалистам в возрасте до 30-35 лет.
  2. Государство не выдает полную сумму на открытие своего бизнеса.

    Предпочтение отдается тем предпринимателям, которые готовы вкладывать также и свои средства.

  3. Предпочтение отдается социальным сферам, а также производству и сельскому хозяйству.
  4. Чаще всего государство готово финансировать покупку оборудования или сырья, но при этом отказывается от покрытия расходов на выплату заработной платы.
  5. При выдаче гранта на развитие бизнеса государство обращает внимание на срок работы предприятия, и он не должен превышать 1-2 года, а также на то, способен ли предприниматель взять на работу дополнительных людей.

Особенности выдачи грантов частными и иностранными фондами

  1. Частные и иностранные фонды очень требовательны к отчетности, то есть они должны видеть, что выданные деньги пойдут на покрытие определенных расходов, а не вам в «карман».
  2. Такие организации охотно соглашаются выдать грант и на выплату заработной платы, в отличие от государства.
  3. Если нужны средства на финансирование инноваций в экономике и бизнесе, то по этому вопросу чаще всего специализируются отечественные частные фонды.

    А вот в иностранные можно смело обращаться, если вы нуждается в открытии или развитии бизнеса, связанного с экологией, искусством, культурой, обществом, IT-сферой.

  4. Такие фонды практикуют выдачу гранта траншами, то есть деньги приходят постепенно на реализацию определенных этапов.

Необходимые документы, чтобы получить грант


Каждая организация по финансированию и поддержке бизнеса требует свой перечень документов, но чаще всего они перекликаются между собой.

Итак, от вас могут потребовать такие документы:

  • правильно оформленная заявка на участие в отборе на получение гранта;
  • копии документов, подтверждающих вашу личность, а также при необходимости анкета участника;
  • копии документов, которые подтверждают то, что у вас есть знания в сфере экономики (диплом, справка об окончании профильных курсов);
  • копии документов, свидетельствующих о регистрации и постановке на учет бизнеса в налоговой службе, а также внесении в реестр; копии документов, подтверждающие создание и наличие рабочих мест - это необходимо, если вы подаете заявку на развитие бизнеса;

Этот перечень документов может дополняться, поэтому при его подаче будьте внимательны.

Если что-то будет неверно составлено или же чего-то не будет хватать, фонд имеет полное право отказать вам в участии.

Как получить грант: что делать?


Итак, вы уже плотно подошли к вопросу: «Как получить грант ?», тогда вам стоит знать порядок ваших действий:

    Выберите подходящую вам организацию, в которой можно получить грант.

    Она должна соответствовать сфере вашей деятельности.

  1. Изучите куда организация уже выдавала деньги, в каком размере и на какие проекты.
  2. Изучите требования, которые выдвигает фонд, а также правила составления заявки на участие в отборе.
  3. Подготовьте все необходимые документы.
  4. Составьте достоверный бизнес-план, в котором будут четко прописаны цели, проблемы и их решения.

    Основное внимание уделите финансовой части.

  5. Подготовьте убедительную и подробную презентацию своего будущего проекта.

Вам остается только ждать.

Чаще всего после того, как истек срок для подачи заявки, фондам дается 3 месяца для рассмотрения полученных заявок.

Как принимается решение о заявках на получение гранта?

Первые несколько дней даются на проверку правильности составления и наличия всех необходимых документов.

И уже затем фонд приступает к изучению бизнес-планов.

Чаще всего фонды используют свою разработанную балльную шкалу, благодаря которой они могут сформировать рейтинг участников.

При рассмотрении особое внимание уделяется не только поставленным целям и проблемам, но и их решению.

Также проверяется достоверность приведенных расчетов.

Государственные фонды берут на заметку тех предпринимателей, которые сами могут внести определенную сумму в развитие или открытие бизнеса.

А бизнес-планы, которые требуют полного финансирования, чаще всего отвергаются.

Что касается финансирования уже действующего бизнеса, то здесь также обращается внимание на динамику развития.

Если предприятие выдавало низкие показатели в течение того периода, что оно существовало, то ему скорее всего откажут.

Дополнительные баллы в «копилку» могут получить те проекты, которые уже получали средства от выбранного фонда.

Выигравшим посылаются уведомления, а также о них появляется информация на официальном сайте фонда.

Насколько реально получить грант от государства на развитие своего бизнеса,

рассказано в видео:

Что делать с полученными денежными средствами?

Полученный грант - это уже договор между бизнесменом, который нуждается в денежных средствах, и инвестором.

Поэтому у первого возникают определенные обязательства, требующие выполнения:

  • полученные средства должны идти исключительно на те цели, ради которых они выдаются;
  • всю необходимую отчетность необходимо подавать в строго оговоренные сроки;
  • при возникновении форс-мажоров или при невозможности выполнить определенную часть проекта, необходимо сразу обратиться в фонд для внесения коррективов;
  • при проверках нельзя препятствовать комиссии и необходимо предоставлять всю информацию, которая касается полученных средств.

В случае нецелевого использования гранта или же невыполнения других условий договора, организация может потребовать его расторгнуть и обратиться в суд с иском о возврате всех выделенных средств.

Таким образом, вас не только должно интересовать, как получить грант , но и как выполнить все условия фонда, который выдаст вам деньги.

Знайте, что это отличный шанс получить дополнительное финансирования для своего бизнеса, поэтому отнеситесь со всей ответственностью к этому вопросу.

Вы получите возможность не только для собственного развития, но и поспособствуете улучшению экономической ситуации в своем регионе.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

"Советник в сфере образования", 2012, N 3

Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую НДФЛ базу? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств? И как вернуть налог, если он был удержан учреждением неправомерно? Обо всем этом читайте в статье.

Гранты

По своей сути гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных программ, мероприятий, исследований и т.д. на условиях, предусмотренных грантодателями. Такое определение дано, например, в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами, например:

  • для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук - Указом Президента РФ от 09.02.2009 N 146, Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260;
  • для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220;
  • для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства - Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1010, Постановлением Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 и др.

Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

Льгота по НДФЛ в части выплат за счет грантов

В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли удерживать учреждению-работодателю НДФЛ с выплат в пользу физических лиц из средств гранта?

По общему правилу НДФЛ начисляется со всех доходов физических лиц, полученных в денежной или натуральной форме, а также с доходов в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Однако в п. 6 ст. 217 НК РФ с 1 января 2008 г. были прописаны исключения. В частности, указано, что освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень международных и иностранных организаций, при получении грантов от которых можно не взимать НДФЛ с физических лиц, а также не учитывать поступления в доходах российских организаций - получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 585, и в него включены :

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
  3. Комиссия европейских сообществ.
  4. Совет государств Балтийского моря.
  5. Совет Министров Северных стран.
  6. Международное агентство по атомной энергии.
  7. Организация Черноморского экономического сотрудничества.
  8. Программа ООН по окружающей среде.
  9. Программа развития ООН.
  10. Детский фонд ООН.
  11. Фонд "Евримаж" при Совете Европы.
  12. Объединенный институт ядерных исследований.
  13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2012 N 216 и содержит следующие организации :

  1. Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород.
  2. Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва.
  3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва.
  4. Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", г. Москва.
  5. Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва.
  6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва.
  7. Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва.
  8. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск.
  9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва.
  10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва.
  11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва.
  12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва.
  13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург.
  14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.
  15. Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва.
  16. Международный Фонд Технологий и Инвестиций, г. Москва.
  17. Фонд инновационных научно-образовательных программ "Современное естествознание", г. Москва.
  18. Фонд "Русский мир", г. Москва.
  19. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", г. Москва.

В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 отмечено, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений, получающим гранты, необходимо следить за изменениями законодательства. Перечни организаций могут дополняться. При этом обратная сила соответствующих положений, как правило, не предусмотрена.

Например , Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был включен в Перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

Финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (утв. Решением Совета РФФИ от 12.03.2008; далее - Правила). Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются им в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта на основании утвержденной РФФИ сметы расходов и нормативных документов РФФИ. В силу п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является обязанностью руководителя проекта. Организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов (п. 2.7 Правил). Средства, поступающие на лицевой счет учреждения от РФФИ, могут использоваться учреждением на цели компенсации организационно-технических расходов на обслуживание проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

Из Правил следует, что получателями грантов являются физические лица - руководитель конкурсного проекта и исполнители проекта. Средства, выплачиваемые учреждениями из сумм грантов руководителям проектов и по их распоряжению научным работникам (соисполнителям грантов), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Однако бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений в ряде случаев по-прежнему облагают выплаты этим работникам НДФЛ.

Отметим, что Минфин России в многочисленных письмах говорил об освобождении от налогообложения НДФЛ средств, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам, принимающим участие в проектах РФФИ, со дня включения его в Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В частности, такая позиция выражена в Письмах от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20, от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34, от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249, от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 22.03.2011 N 03-04-06/9-53, от 11.04.2011 N 03-04-06/8-86, от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

ФНС России также подтверждала, что средства, выплачиваемые из сумм грантов работникам таких учреждений, освобождаются от налогообложения НДФЛ согласно п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов и расходование средств гранта соответствует его целевому назначению (Письма от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@, от 23.07.2010 N ШС-37-3/7312@, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@). При этом в Письме от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@ ФНС России указала, что льгота применяется к выплатам как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам .

Российская академия наук даже издавала по этому вопросу специальное Письмо от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

В то же время следует различать выплаты научным работникам, принимающим участие в проектах организаций, поименованных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 602, и выплаты сотрудникам, которые не относятся к указанной категории лиц. Например , в Письме от 28.01.2011 N 03-04-06/9-11 Минфин России указал, что вознаграждение за счет средств гранта, выплачиваемое штатным сотрудникам института из числа административно-управленческого, инженерно-технического персонала, не являющимся исполнителями проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), обеспечивающим организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. А РГНФ также включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 602, наряду с РФФИ.

Возврат излишне удержанного налога

Если бухгалтер ошибся и удерживал НДФЛ с выплат, осуществленных за счет грантов, неправомерно, налог работникам нужно вернуть.

В Письме ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@ отмечено, что возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится с учетом положений, определенных в ст. ст. 78 и 231 НК РФ.

Следует обратить внимание, что с 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 1 ст. 231 НК РФ, установившая правила возврата излишне удержанного НДФЛ.

Налоговый агент, который обнаружил факт излишнего удержания налога, должен сообщить об этом налогоплательщику-работнику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает форму и способ, с помощью которого налоговый агент сообщает налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога. По мнению Минфина России, налоговый агент вправе сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112). Сообщение может быть передано налогоплательщику лично в руки или направлено по почте. При передаче сообщения налогоплательщику на втором его экземпляре желательно получить от физического лица отметку о вручении.

В указанном п. 1 ст. 231 НК РФ ничего не говорится о том, каким образом агент должен зафиксировать факт обнаружения излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика. Логично в этом случае составить бухгалтерскую справку с указанием даты выявления ошибки.

Работник в свою очередь должен представить работодателю письменное заявление о возврате налога. Заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.03.2010 N 20-14/3/029018@).

Возврат налога физическому лицу наличными денежными средствами Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Наоборот, установлено, что возврат налога следует производить в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Поэтому работник должен в своем заявлении о возврате налога указать номер счета, на который следует перевести денежные средства.

Работодатель, получив заявление работника, обязан вернуть излишне удержанный налог в течение трех месяцев со дня получения заявления от физического лица. Если указанный срок нарушен, переплату следует вернуть с процентами. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата.

Возврат налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм НДФЛ:

  • подлежащих уплате по налогоплательщику, которому учреждение возвращает излишне удержанный НДФЛ;
  • удерживаемых учреждением по доходам других налогоплательщиков;
  • возвращаемых налоговым органом из средств бюджета по заявлению учреждения.

Зачет сумм НДФЛ, возвращаемых работнику, в счет сумм НДФЛ, подлежащих удержанию из его доходов, возможен, если он продолжает работать в учреждении и получает налогооблагаемый доход.

Возможно также зачесть, сумму возвращаемого НДФЛ в счет общей суммы налога, подлежащей уплате по учреждению в целом, без обращения в налоговые органы.

Пример. Допустим, что по ошибке бухгалтера сумма излишне удержанного налога из доходов сотрудника составила 2000 руб.

Ошибка обнаружена в апреле 2012 г. Бухгалтер обязан составить бухгалтерскую справку об обнаружении ошибки и известить работника о переплате НДФЛ.

Допустим, работник был своевременно извещен об этом и подал заявление на возврат НДФЛ 27 апреля.

Может ли налоговый агент вернуть работнику сумму НДФЛ, ранее излишне удержанную из его доходов, в апреле 2012 г. в полном размере, если известно, что сумма НДФЛ, подлежащая удержанию из доходов всех работников за апрель, составила 10 000 руб.?

Может, ведь общая сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет с заработной платы за апрель, позволяет погасить задолженность перед работником по НДФЛ. Из этой суммы налоговый агент может перечислить налогоплательщику на его банковский счет 2000 руб., а разницу 8000 руб. (10 000 руб. - 2000 руб.) он направит в бюджет.

Могут возникать ситуации, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет в течение ближайших трех месяцев, недостаточно для возврата налога физическому лицу после получения от него заявления. В таком случае налоговый агент должен обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате ему из бюджета излишне удержанной с доходов налогоплательщика суммы НДФЛ. Сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня, когда налогоплательщик подал соответствующее заявление в его адрес. Самому налогоплательщику при этом не нужно повторно подавать заявление на возврат (п. 2 Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112).

Требований к оформлению заявления налоговым агентом в п. 1 ст. 231 НК РФ не установлено. Рекомендуем в нем указать:

  • просьбу о возврате НДФЛ;
  • сумму возвращаемого налога;
  • налоговый период, за который она была излишне удержана и уплачена в бюджет;
  • основания для возврата;
  • реквизиты налогового агента (например, наименование организации, место ее нахождения, ОГРН, ИНН, банковские реквизиты);
  • реквизиты налогоплательщика (Ф.И.О., место жительства, ИНН).

Заявление должно быть подписано налоговым агентом либо его законным представителем.

Вместе с заявлением в налоговый орган налоговый агент должен представить:

  • выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
  • документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.

Возврат налоговому агенту из бюджета излишне уплаченной суммы НДФЛ производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту о своем решении о возврате переплаты (об отказе в осуществлении возврата) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Если принято положительное решение, переплату по НДФЛ инспекция обязана вернуть налоговому агенту в течение месяца после получения от него заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если указанный срок нарушен, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что налоговый агент вправе вернуть физическому лицу переплату по налогу из собственных средств, не дожидаясь ее возврата из бюджета. Но это право, а не обязанность налогового агента. Соответственно, учреждение имеет полное право вернуть работнику излишне удержанный налог только после того, как получит соответствующую сумму от налогового органа.

Сумму НДФЛ, излишне удержанную с доходов физического лица, можно зачесть в счет будущих платежей по данному налогу (п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

Такой зачет проводится при наличии соответствующих заявлений от налогоплательщиков. В свою очередь налоговый агент должен представить в инспекцию заявление о зачете переплаты (п. п. 4, 14 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган принимает решение о зачете или об отказе в зачете сумм налога в течение 10 рабочих дней с момента обращения налогового агента (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). О своем решении инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту в течение пяти рабочих дней после принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). В случае положительного решения налоговый агент вправе зачесть излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей.

В п. 1 ст. 231 НК РФ установлено, что при отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему РФ ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода. Такая ситуация может возникать при ликвидации организации либо при увольнении работника из организации, которая произвела излишнее удержание налога.

Бухгалтерский учет операций по возврату налога

При отражении в бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения операций по возврату излишне удержанного НДФЛ необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых , основанием для совершения операции по возврату налога является письменное заявление работника. На таком заявлении целесообразно сделать разрешительную запись главного бухгалтера или руководителя учреждения. В заявлении обязательно должна быть указана дата подачи его в бухгалтерию, а также банковские реквизиты счета, на который следует делать перечисления.

Во-вторых , следует убедиться, что у учреждения достаточно средств по возврату сумм излишне удержанного налога. Если размера текущих начислений налога недостаточно, то следует заблаговременно обратиться в налоговую инспекцию в порядке, указанном выше.

В бухгалтерском учете операции по возврату излишне удержанного налога отражаются следующим образом:

Сторно:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц"

  • скорректирована сумма начисленного налога на доходы физических лиц на сумму подлежащего возврату налога за истекший месяц;

Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"

  • перечислена сумма заработной платы работнику с учетом корректировки излишне удержанного налога (одновременно отражается выбытие денежных средств по забалансовому счету 18).

Отметим, что возврат налога осуществляется независимо от того, за счет какого источника ранее было произведено начисление заработной платы конкретному работнику, и, следовательно, независимо от того, за счет каких средств было произведено перечисление в бюджет сумм удержанного налога.

Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

Сколько «стоит» грант

В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

Таблица 1. Смета расходов по гранту

Наименование статьи расхода Стоимость по смете, руб.
Материальные расходы, в том числе:
канцтовары
расходные материалы
учебные материалы
сертификаты о повышении квалификации
5000
1000
1000
2500
500
Аренда учебных аудиторий
100 000
Интернет-сопровождение программы
5000
Заработная плата администратора и ЕСН
50 000
Оплата проезда и проживания приглашенных преподавателей
150 000
Заработная плата приглашенных преподавателей с начислениями и ЕСН
40 000
Оплата услуг связи, питания и прочих накладных расходов
50 000
Итого
400 000

Налоги

Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

Бухгалтерский учет

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26...) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

Отчетность по гранту

Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).


п/п
Наимено-
вание
полученных целевых средств
Код вида
поступ-
лений
Дата
поступ-
ления
(число, месяц, год)
Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств Срок
исполь-
зования
(до какой даты)
Сумма средств,
исполь-
зованных
по назна-
чению
в течение установлен-
ного срока
Сумма средств, срок исполь-
зования
которых не истек
Сумма средств,
исполь-
зованных
не по назна-
чению или
не исполь-
зованных в установлен-
ный срок графа 5 – графа 7 – графа 8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Грант
010
05/02/06
5 000 000
31/12/06
4 500 000

500 000
2
Грант
010
10/05/06
10 000 000
31/12/06
9 000 000

1 000 000
ИТОГО
(код строки 020
X
X
15 000 000
X
13 500 000

1 500 000

А что произойдет, если по итогам проведенной программы у грантополучателя все-таки останутся неиспользованные денежные средства?

Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то их придется включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Может получиться и обратная ситуация – перерасход. Тогда грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств. Если в этом случае грантодатель откажется компенсировать перерасход, то, по нашему мнению, эти деньги в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов. Однако в налоговом учете на эту сумму нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ Источник материала -

В действующем законодательстве под термином «грант» понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям или физическим лицам в денежной или натуральной форме на оговоренные сторонами цели с последующим отчетом об их использовании (цели обычно некоммерческого характера).

За счет грантов, в частности, может осуществляться научная и (или) научно – техническая деятельность. В связи с этим определение гранта содержится в статье 2 Закона о науке.

Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Выделение грантов регламентируется в частности Положением о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно - педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации, которое утверждено Приказом Минобразования Российской Федерации от 18 декабря 2000 года №3705 «Об утверждении положения о грантах на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации».

В Москве действует Положение о Грантах Москвы в области наук и технологий в сфере образования (утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2001 года 992-ПП «О механизме распределения грантов Москвы в области наук и технологий в сфере образования»), которым предусмотрено выделение денежных средств из бюджета города на конкурсной основе безвозмездно и безвозвратно физическому или юридическому лицу (получателю гранта) с целью финансовой поддержки лучших достижений, проектов или программ в интересах развития городской системы образования и распространения ее позитивного опыта.

Кроме того, существуют так называемые благотворительные гранты, которые определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее Закон о благотворительной деятельности). Благотворительными грантами признаются пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме (статья 15 Закона о благотворительной деятельности).

Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области науки и других сферах, их использование носит строго целевой характер.

С момента получения, грант, как и любое другое пожертвование, является собственностью грантополучателя. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

Все средства грантов, предоставляемых безвозмездно физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования и культуры и на другие цели, должны расходоваться исключительно в целях, указанных при выделении гранта, и не могут быть использованы ни на какие другие цели без письменного согласия грантодателя (донора). Организация, получившая грант, обязана использовать его по целевому назначению и представить полные и исчерпывающие отчеты о деятельности по исполнению гранта. В случае невозможности участия грантополучателя в исполнении гранта организация-донор прекращает дальнейшее финансирование гранта.

В целях бухучета и налогообложения грант относится к средствам целевого финансирования.

На основании изложенного подчеркнем, что не все безвозмездно полученные средства могут быть отнесены к грантам, а только средства, предоставляемые безвозмездно на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

В остальных случаях суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий и организаций, грантами не являются.

Организация – грантополучатель не является плательщиком ЕСН в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для этой организации.

Пример.

Некоммерческой организации предоставлен грант Фонда Форда, который предназначен на благотворительные, научные, литературные или образовательные цели. Согласно условиям гранта организация направляет полученные от грантодателя целевые средства на поддержку российских исследований в области социальной политики. Поддерживаются отдельные исследователи, отбор которых происходит на условиях открытого конкурса заявок на реализацию проектов. Победителям конкурса (физическим лицам) выделяются стипендии. Стипендиатом является физическое лицо, принимающее участие в проведении исследования. Выплаты стипендий осуществляются путем безналичного перевода средств на личный банковский счет стипендиата. Источником средств, за счет которых производятся выплаты стипендии, является грант Фонда Форда, то есть целевые средства. Получение стипендии не предполагает со стороны их получателей выполнение работ или услуг для организации.

Осуществление благотворительной организацией выплат благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для благотворительной организации, не включаются в для исчисления ЕСН.

Так, благотворительный фонд не является плательщиком ЕСН в отношении выплат материальной помощи лицам, которые не являются работниками фонда, - инвалидам и ветеранам войны и труда, многодетным семьям и вдовам погибших. Данная позиция поддерживается Минфином Российской Федерации (смотрите Письмо Минфина Российской Федерации от 14 июня 2001 года №04-04-07/93, от 26 марта 2001 года №04-04-07/39, Письмо УМНС по городу Москве от 23 марта 2002 года №28-11/12937).

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 239 НК РФ российские фонды поддержки образования и науки освобождаются от уплаты ЕСН с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Выплаты физическим лицам в этом случае не образуют объект налогообложения по ЕСН на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».