Энциклопедия культурологии. Определение жанра Что такое жанр определение

ЖАНР (французский genre, от латинского genus - род), тип художественного произведения, отмеченный устойчивыми, повторяющимися композиционно-структурными и/или содержательными признаками. Подразделение на жанры существует во всех видах искусства, кроме архитектуры. Принципы выделения жанров в различных искусствах, имея общие черты, в значительной степени зависят от специфики данной сферы художественной деятельности.

В литературе в зависимости от принадлежности к тому или иному роду литературному обычно выделяются жанры эпические (эпопея, былина, сказка, повесть, рассказ, героическая поэма и др.), лирические (ода, элегия, послание и др.) и драматические (комедия, трагедия, мелодрама, водевиль и др.). В фольклоре и в литературе на начальной, архаической стадии её развития жанры были в значительной степени регламентированы условиями их бытования (их функцией и местом в обряде, общественном действе, культе и т.п.). Позднее жанры получают чисто литературное обоснование в поэтике и риторике. Первый опыт жанровой классификации содержится в «Поэтике» Аристотеля, который разделил произведения по предмету, способу и средствам подражания. Комментаторы «Поэтики» в 16-17 веках создали единую жанровую систему, разделив жанр в соответствии с иерархией стилей (смотри Трёх стилей теория) на высокие (трагедия, героическая поэма, ода), средние (сатира, послание, элегия, эклога) и низкие (комедия, пастораль, басня, песня). Жанр стал главной категорией поэтики, его признаки были строго регламентированы. Романтизм положил конец этой регламентации, провозгласив творческую индивидуальность свободной от жанровых канонов. В поэтике романтизма разрушается иерархия жанра (на первый план нередко выходят «низкие» жанры, например песня в лирике немецких романтиков), границы между ними зачастую стираются, возникают литературные явления, лишённые жанровой отчётливости (лирического стихотворения). Высшим проявлением жанровой свободы в литературе стал роман Нового времени, не имеющий прямых аналогий в античности и не охваченный предписаниями поэтики. Осмысление романа привело к формированию современных концепций жанра, представляющих любой текст как поле столкновения различных жанровых принципов. Утративший значение вневременной нормы и понимаемый в свете исторической изменчивости и динамики, жанр продолжает существовать в современной литературе как смысловой комплекс, несущий в себе «память» литературной традиции.

В изобразительном искусстве под жанром понимают совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем (анималистический, батальный, бытовой, исторический жанр, пейзаж, портрет, натюрморт), а также авторским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолкования (аллегория, фантастика). Современное понятие жанра и иерархия жанров, также их подвидов получили наибольшее развитие на почве станковой живописи (начиная с 15 века). В скульптуре разделение на жанры несколько иное, поскольку их классификация основана во многом на целевом назначении скульптурных произведений (памятник, надгробие, декоративный рельеф); однако и здесь сохраняются устойчивые тематические жанры (портрет, исторический, батальный, анималистический, бытовой жанр). Сложившиеся жанры меняются в процессе развития искусства: некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые жанры - обычно в результате дифференциации ранее существовавших жанров (например, появление архитектурного пейзажа, ведуты, марины как разновидностей пейзажного жанра). Возникают и новые, синтетические жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром, так называемая портрет-картина). Термины «жанр», «жанровый» нередко означают собственно бытовой жанр.

В музыке категория жанра объединяет виды музыкального творчества в связи с их происхождением, внутримузыкальными характеристиками (форма, тип композиторского письма), а также с условиями исполнения, восприятия и другими внешними факторами (жизненное предназначение музыки, её связь со словом, танцем, другими искусствами). Исторически первичны жанры, связанные с определёнными общественными функциями, выполняемыми музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях (музыка как элемент культа, церемониала и т.п.). В древних пластах музыкального фольклора, профессиональном устном творчестве жанровый канон определяет тип инструментария, характер исполнения, набор устойчивых мелодических и ритмических формул, лежащих в основе импровизации. В 17-19 веках с постепенным признанием художественной самостоятельности музыки сложилась разветвлённая система исторически вторичных автономно-музыкальных жанров, свободных от прикладных задач и существующих исключительно ради слушания (концерт, симфония, соната и т.п.). При этом первичные жанры художественно переосмыслились: стали, с одной стороны, содержательно-ассоциативными моделями, знаками, усиливающими образную характерность (в связи с этим Б. В. Асафьев писал о «маршевости» в музыке Л. ван Бетховена, «вальсовости» у П. И. Чайковского), и, с другой стороны, исходным моментом индивидуальной работы композитора, в котором обозначена его связь с традицией. В числе главных классификационных критериев в типологии вторичных жанров выделяются родовые характеристики, общие для музыки и литературы (эпическая или лирическая опера, музыкальная драма), характер отражаемого жизненного материала (комическая или трагическая опера), тип экспрессии (лирическая миниатюра), исполнительский состав (струнный квартет).

Понятия «жанровый», «жанровость» в музыке нередко обозначают опору на бытовые музыкальные жанры.

Лит.: Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5; Friedländer М. J. Landscape, portrait, stilllife; their origin and development. Oxf., 1963; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. [Кн. 2]: Роды и жанры литературы; Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964; Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке // Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1981. [Вып.] 2; он же. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Там же. Л., 1983. [Вып.] 3; Schaeffer J.-М. Qu’estce qu’un genre littéraire? Р., 1989; Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М., 2003; Handbuch der musikalischen Gattungen. Laaber, 2005. Bd 15: Theorie der musikalischen Gattungen.

фр. genre – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, напр. – в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт и др.; в муз. – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАНР

франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времен античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трех стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают еще и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определенному литературному роду, важен объем произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объемом (объем романа, как правило, больше) и количеством освещенных проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся еще более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с ее более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвященные критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определенную эпоху, в творчестве определенного писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие еще в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Отличное определение

Неполное определение ↓

- [ ʒɑ̃r ] n. m. XIIe « sexe »; lat. genus, generis « origine, naissance » I ♦ Vx Race. Mod. Le genre humain: l ensemble des hommes. ⇒ espèce; humanité. Histoire du genre humain. Ennemi (⇒ misanthrope) , bienfaiteur (⇒ philanthrope) du genre… … Encyclopédie Universelle

genre - GENRE. s. m. Ce qui est commun à diverses especes, ce qui a sous soy plusieurs especes differentes. Sous le genre d animal il y a deux especes comprises, celle de l homme, celle de la beste. genre superieur. genre subalterne. Termes de… … Dictionnaire de l"Académie française

Genre - Sn Kunstgattung erw. fach. (18. Jh.) Entlehnung. Entlehnt aus frz. genre Geschlecht, Art , dieses aus l. genus (generis), s. Genus (formal aus den Kasusformen oder dem Plural). Als Fachwort der Kunsttheorie bezeichnet das Wort einen… … Etymologisches Wörterbuch der deutschen sprache

Genre - País Estados Unidos Idioma Inglés Año de fundación … Wikipedia Español

genre - {{/stl 13}}{{stl 7}} {{/stl 7}}{{stl 8}}rz. mnż I, D. genre u, Mc. genrze, blm {{/stl 8}}{{stl 20}} {{/stl 20}}{{stl 12}}1. {{/stl 12}}{{stl 7}} rodzaj, gatunek twórczości artystycznej wyróżniający się swoistymi cechami: {{/stl… … Langenscheidt Polski wyjaśnień

gènre - m. genre. Lo gènre uman: le genre humain. voir espècia, mena … Diccionari Personau e Evolutiu

genre - humain, Humana gens, Genus humanum, Genus hominum. Qui est d un mesme genre, Congener. De plusieurs genres et sortes, Multigenus. Genre par lequel on loüe, Genus laudatiuum. Divers genres de bestes, Varia genera bestiarum … Thresor de la langue françoyse

Genre - Gen re (zhN r), n. 1. Kind; genus; class; form; style, esp. in literature. French drama was lisping or still inarticulate; the great French genre of the fabliau was hardly born. Saintsbury. A particular demand . . . that… … The Collaborative International Dictionary of English

genre - 1770, as a French word in English (nativized from c.1840), from Fr. genre kind, sort, style (see GENDER (Cf. gender)). Used especially in French for independent style. Of painting, depicting scenes of ordinary life (as compared to landscape,… … Etymology dictionary

genre - / genus [n] type, class brand, category, character, classification, fashion, group, kind, school, sort, species, style; concepts 378,388,655 genus [n] type brand, breed, category, class, compartment, department, division, genre, group, kind, make … New thesaurus

Книги

  • A Companion to Poetic Genre , Erik Martiny , A Companion to Poetic Genre brings together over 40 contributions from leading academics to provide critical overviews of poetic genres and their modern adaptations. Covers a large range of… Категория: Критика Издатель: John Wiley&Sons Limited , Купить за 4157.2 руб электронная книга
  • Free and Easy? A Defining History of the American Film Musical Genre , Sean Griffin , A History of the American Musical narrates the evolution of the film musical genre, discussing its influences and how it has come to be defined; the first text on this subject for over two… Категория: Кинематограф, театр Издатель: John Wiley&Sons Limited , Купить за 3022.39 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

Жанры игрового кино - группы произведений игрового кино, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения [Кн 1] .

Жанры игрового кино не имеют четких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно переходить один в другой, соединяясь и разделяясь. Каждый жанр в свою очередь может разделяться на несколько поджанров. В результате один и тот же фильм можно отнести к нескольким жанровым группам [Кн 2] .

Определение жанра

Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «жанр» не существует, и понятия «род», «вид», «разновидность» часто используются как его синонимы. При этом для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой [БСЭ 1] .

ЖАНР (франц. genre от лат. genus, generis - "род, вид, племя, поколение") - общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу - в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Жанр - условная категория внутривидовой дифференциации художественного творчества.

Общая для искусствоведения в целом проблема определения жанра актуальна и для кинематографа [Пр 1] . При этом проблема жанра связана с широко употребляемым термином «жанровое кино», которое часто понимается как синоним коммерческого кино [Пр 2] , рассматривающего фильм как продукт, востребованный зрителем, и противопоставляется «авторскому» кинематографу [Пр 3][ИК 1][Пр 4] имеющему в основе, по определению Маргарете фон Тротта [Пр 5] , самовыражение личности, индивидуума или какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф, говоря об авторском кино, отмечал, что «режиссёры, работавшие в этой системе, благодаря силе своей личности, накладывали определённый отпечаток на свои фильмы, у них был определённый почерк, по которому их сразу узнавали» [Пр 6] . В свою очередь, жанровое кино должно подчиняться собственно «законам жанра», или определённым стереотипам, при создании фильма. Противопоставление авторского и жанрового кинематографа ярко выражено в манифесте «Догмы 95», пункт 8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.

В то же самое время, существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру, то есть понятия «авторский» и «жанровый» не взаимоисключают друг друга. Также есть случаи, когда успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино.

Поэтому в последнее время фильмы часто стали разделять на авторское кино (которое иногда тоже может быть жанровым), и так называемый «мейнстрим» (основную массу прокатных, высокобюджетных фильмов, которые обычно бывают «жанровыми» для привлечения массового зрителя). Поскольку успешные прокатные фильмы «мейнстрима» делаются чаще всего с коммерческими целями, то для их достижения обычно учитываются уже сложившиеся «жанровые стереотипы» и ожидания массового зрителя (вестерн, боевик, мелодрама и т. п.). Это облегчает выполнения коммерческих задач фильма и создатели фильмов для широкой аудитории обычно ориентируются на тот или иной устоявшийся жанр и его «законы» в процессе создания фильма. Такие фильмы обычно гораздо легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, служащие прежде всего целям самовыражения режиссёра-создателя авторского фильма.

Таким образом, речь идет не о полном безоговорочном противопоставлении авторского кино жанровому, а скорее о том, что авторское кино обычно на порядок сложнее поддается стандартному классифицированию.