Что такое политический менеджмент? Политический менеджмент: структура и виды Политический менеджмент и его значение

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни. Сегодняшний политический менеджер, должен не только организовывать и координировать деятельность различных государственных, политических или общественных организационных структур для реализации их миссии, но также принимать социально значимые решения и реализовывать их так, чтобы это не разрушало, а помогало жизнедеятельности всего общества или его отдельных сообществ.

Актуальность проблемы политического управления определяется, однако, не только реально сложившейся ситуацией, но во многом ею же порожденным кризисом науки об обществе, не обошедшем и политическую науку.

Цель работы: рассмотреть основные направления развития политического менеджмента в современных условиях.

Задачи исследования:

Выявить общие характеристики политического менеджмента и государственного управления в современных условиях;

Проанализировать сущность и особенности политического менеджмента; обозначить роль менеджмента в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема политического управления в широком смысле слова была всегда в центре внимания ученых со времен зарождения политической философии. Основу исследования тенденций современного политического управления заложили труды Г. Алмонда, Д. Бэлла, М. Вебера, А. Гидденса, Р. Дарендорфа и др.

Принципиально важным событием для развития теории и практики политического управления стало использование достижений классического менеджмента, сформированного в работах Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Л. Урвика, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона, А. Этциони, Л. Берталанфи и др. В современной литературе возникли такие направления, как «социальный менеджмент», «инновационный менеджмент», «стратегический менеджмент» и «политический менеджмент». Особенно рельефно проблематика политического менеджмента прослеживается в литературе по политико-административному управлению, в которой нашли отражение исследования сетевого и различных менеджериальных подходов, связанных с разработкой концепции «нового государственного менеджмента». Западная политология внесла значительный вклад в разработку вопросов реформирования политического управления в соответствии с требованиями постиндустриального общества.

В отечественной науке большое влияние на рассмотрение проблем политического менеджмента оказывает традиция советского периода, когда политическое отождествлялось с государственным и сводилось к вопросу реализации властных полномочий. В контексте становления современной политической системы в стране и регионах, проблема политического менеджмента остается новой, актуальной и все больше привлекает внимание российских ученых. Исследованием теории управления занимались многие российские ученые, в том числе Г.В. Атаманчук, А.Н. Галкин, Гельман В.Я., Н.И. Глазунова, A.M. Омаров и др.

Глава 1. Характеристика политического менеджмента и государственного управления

    1. Политический менеджмент: понятие, сущность, особенности

Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации. 1

На практике системное управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним и интериоризированным, т.е. глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.

Спецификой социальных систем - общества, институтов, организаций, групп - является наличие в них второго типа управления, существующего в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

В этой субъективности одновременно заключены и сила, и слабость социального управления. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.

В дальнейшем мы будем говорить об управлении не как о системном свойстве самоорганизующихся комплексов, а как об осознанном воздействии, осуществляемом человеком или группой людей (субъектом управления), на объект управления (другого человека или группу людей) с целью достижения определенных целей. Иными словами, мы будем рассматривать управление как субъектно-объектные отношения, как реальные взаимодействия людей, как череду событий, в ходе которых происходит выбор и принятие решений, предпринимаются усилия по их реализации, оказывается сопротивление этим решениям или осуществляется беспрекословное подчинение. 2

Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:

а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право “легитимного насилия”, т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.

в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право “легитимного насилия” и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом или политико-технологическим управлением. 3

Политико-технологическое управление позволяет политическим акторам решать весьма специфические задачи. Назовем некоторые из них:

    Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.

    Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.

    Формирование электоральных предпочтений населения.

    Организация политических союзов, блоков.

    Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.

    Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

    Мобилизация масс для политической поддержки.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач. Но специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению, он должен побуждать к действию. Объект управленческого воздействия в этом случае находится вне зоны статусного подчинения: он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера; в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе; он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране; его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении и т.д..

Итак, политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

28 Вопрос «Политический менеджмент как теория и практика национального управления».

Политический менеджмент – это особый вид управленческих отношений, в рамках которого решаются задачи повышения авторитета государственных деятелей и политических организаций, создания политических партий, проведения избирательных кампаний, лоббирования законопроектов, регулирования конфликтных ситуаций и т.д. Главной особенностью политического менеджмента является то, что субъект управления лишен права опереться на статусные ресурсы власти, использовать механизм легитимного насилия, он не может создавать общеобязательные нормы. В этой связи для политического менеджмента характерно использование особых приемов и способов решения управленческих задач, которые обычно называют политическими технологиями.

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

4. Политический брендинг (бренд – торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления – формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.

Первый из них – изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

Второй процесс – утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей политической элите все чаще и чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать попытки такого влияния на их мотивационную структуру, которое не противоречило бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий.

Третий процесс – демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов правового государства вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и применения нелегитимных форм насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Четвертый процесс – введение всеобщего избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.

Пятый процесс – превращение политических партий и общественных организаций, групп интересов в самостоятельных субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.

Итак, возрастание интереса к политическому менеджменту в ХХ в. было во многом обусловлено сужением рамок силового решения проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей и принципов правового государства, идеологического и политического плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений без репрессивного механизма санкций.

Политический менеджмент позволяет решать следующие задачи:

    создание привлекательного образа государственного учреждения политических партий, общественных организаций или группы давления.

    расширение числа сторонников той или иной политической программы.

    формирование электоральных предпочтений населения.

    организация политических союзов и блоков.

    влияние на политических оппонентов и противников в политических конфликтах.

    оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

    мобилизация масс для политической поддержки.

Политический менеджмент.

Политический менеджмент является одним из важнейших инструментов целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений, а также поиска новых способов включения людей и их интересов в процесс преобразования жизни.Сегодняшний политический менеджер, должен не только организовывать и координировать деятельность различных государственных, политических или общественных организационных структур для реализации их миссии, но также принимать социально значимые решения и реализовывать их так, чтобы это не разрушало, а помогало жизнедеятельности всего общества или его отдельных сообществ.Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. С его помощью решаются как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, связанные с достижением конкретных целей и задач, таких как: завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны.

1. Определение политического менеджмента

Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Главной особенностью социальных, в том числе и политических систем является наличие в них двух типов управления. Первый тип управления является системным, он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, структуры, функциональные связи. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политическая социализация, институализация, легитимация, в рамках отдельной политической организации - взаимные ролевые ожидания, групповые нормы и ценностные ориентации.

На практике системное управление выглядит в виде подчинения людей обществу, культуре, внешним и интериоризированным, т.е. глубоко усвоенным личностью, нормам, правилам, ценностям. Этот тип управления называют еще самоорганизацией системы, подчеркивая тем самым наличие в каждой системе, в том числе и политической, внутренних механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.

Спецификой социальных систем - общества, институтов, организаций, групп - является наличие в них второго типа управления, существующего в виде осознанной направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных создавать структуры, принимать решения и влиять друг на друга. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных. Он привносит субъективность в управленческие отношения, делает их более сложными, зависящими не только от системных требований, но и от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:

а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.

в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

2. Виды политического менеджмента

Политический менеджмент позволяет решать различные задачи. Первоначально решением всех этих многообразных задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического менеджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области. Появились люди, специализирующихся в решении различных задач политико-технологического управления.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;

2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;

3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;

4. Политический брендинг (бренд - торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы» позволяли россиянам в конце ХХ в. разделять общество на тех, кто выступает за обновление страны, и кто противится этому обновлению. Политические бренды, при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политико-технологического управления - формирование политической, социальной идентичности в интересах субъекта управления;

5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;

6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;

7. Технологии лоббизма, представляющие собой деятельность, направленную на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления. Достижение каждой такой цели потребует от субъекта разработки различных стратегий. Так, при формировании имиджа политический менеджер направляет усилия на формирование образа конкретного политика, создавая благожелательное отношение к нему широких слоев населения; при регулировании конфликтов - на поиск точек соприкосновения во взглядах противоборствующих сторон и т.д.

Вместе с тем, разделение политико-технологического управления на различные виды является достаточно условным. На практике приходится нередко одному и тому же субъекту управления решать различные задачи, например, создавать узнаваемый, понятный населению образ политической организации и одновременно формировать имидж сильного, компетентного, заботящегося о нуждах простого человека, лидера этой организации. Технологии лоббизма включают, как правило, не только поиск возможностей воздействия на лиц принимающих государственные решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов как силы, борющейся за процветание страны.

Переплетение видов политико-технологического управления, их взаимодополняемость становятся возможными благодаря тому, что в их основе лежат общие принципы организации управленческого взаимодействия, общие технологические приемы достижения поставленных целей.

Понятия "политическое управление" и "политический менеджмент" нередко употребляют как взаимозаменяемые. Однако у каждого из них есть своя история возникновения и свои смысловые оттенки, поэтому не следует воспринимать политическое управление как русифицированный вариант политического менеджмента.

Политическое управление, во-первых, понимается как макроуправление, как интегрирующее воздействие на все сферы общества с целью поддержания его целостности и устойчивого развития. А. И. Соловьев отмечает, что "отличительные черты политического управления демонстрируют ориентацию государства на решение жизненно важных для общества задач, выполняемых в рамках сохранения территориальной целостности, суверенитета, безопасности, стабильности и пр." .

Во-вторых, политическое управление по своему назначению определяется как способ установления ценностных ориентиров социального развития. Его главной функцией, как пишет Т. Е. Дубатова, является "определение стратегических и тактических целей развития общества" .

Таким образом, понятие "политическое управление" используется для обозначения тех видов управленческих отношений, которые возникают по поводу определения перспектив развития общества в целом. Фактически речь идет об управляющем воздействии политики на общество, прежде всего в лице государства, способного вырабатывать с учетом интересов различных социальных групп стратегии экономического, социального и культурного развития страны.

Близкими по значению к такому пониманию политического управления являются категории "государственная политика" и "публичная политика". Под государственной политикой понимают "форму комплексной, совместной деятельности органов власти и управления по выдвижению и реализации долговременных целей как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах в направлении оптимизации отношений государства и социума, поддержания социальной стабильности и наиболее полной реализации общеколлективных интересов" . Публичная политика (public policy ) интерпретируется как процесс участия граждан в принятии государственных решений, имеющих жизненно важное значение для общества.

Предметное поле политического менеджмента ограничено управленческими отношениями, возникающими в политической сфере. Задачи, решаемые с помощью политического менеджмента, ориентированы исключительно на сохранение (изменение) политического институционального порядка и на получение политическими акторами возможности занимать выгодные позиции в пространстве политических отношений. Предметом политического менеджмента не являются вопросы социального и экономического развития общества, роста благосостояния граждан, процессы миграции и т.п. Эти и многие другие вопросы общественного развития решаются в рамках государственной и публичной политики, а также государственного управления. Политический менеджмент является для участников политических взаимодействий способом регулирования политических процессов и организации политических кампаний с целью расширения политического влияния.

Управленческие отношения в политике многообразны, они различаются по целям и задачам, которые ставят политические акторы, но способам достижения результатов, методам организации управленческого процесса и т.д. Любое разнообразие нуждается в классификации, в выделении некоторых общих черт и свойств, позволяющих обнаруживать некоторые классы явлений, обладающих общими наборами признаков. Причем чем сложнее изучаемый феномен, тем больше возникает оснований для его внутренней дифференциации. Необходимость выделения видов политического менеджмента вызвана нс только исследовательским интересом, но и практическими задачами, в частности поиском оптимальных способов организации управленческих воздействий, определением эффективных технологий политического влияния.

Первым, базовым основанием классификации политического менеджмента является предмет управления, или тип решаемой задачи. На этом основании можно выделить три вида управления в политике: государственное регулирование политических процессов, управление политическими кампаниями, управление в политических организациях (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Первый вид политического менеджмента представляет собой целенаправленное воздействие государства на политические процессы с целью придания им определенных свойств и качеств. Политические процессы как взаимосвязанные действия людей обеспечивают функционирование и развитие политической системы общества. На политические процессы пытаются влиять различные акторы, но только государство обладает исключительными возможностями регулирования этого вида отношений в обществе. Оно может принимать общеобязательные нормы, законы, определяющие порядок взаимодействия граждан в том или ином сегменте политической сферы. Оно также наделено правом легитимного принуждения к исполнению этих норм. Об этом виде политического менеджмента мы будем говорить в гл. 3.

Второй вид политического менеджмента – управление политическими кампаниями – представляет собой управленческую деятельность, инициируемую для достижения конкретных политических целей. К таким целям могут относиться: победа на выборах, создание политической партии, формирование позитивного имиджа политического актора, лоббирование конкретного законопроекта, снижение протестной активности в связи с принятием непопулярного государственного решения и т.д. Специфика этого вида управления заключается в том, что для реализации целей политической кампании субъект управления не может опереться на статусные ресурсы власти, не может изменить нормативный порядок путем издания указа или принятия закона, не может прибегнуть к принуждению. В этом виде политического менеджмента особое значение обретают управленческие технологии, позволяющие оказывать влияние на граждан, формально нс подчиняющихся субъекту управления. Этому виду политического менеджмента посвящена большая часть учебного пособия.

Третий вид политического менеджмента – управление в политических организациях – представляет собой активность руководства этих организаций, ориентированную на обеспечение их политической результативности, на выполнение ими своих функций и принятых на себя обязательств. Примером такого управления может быть деятельность руководства политической партии или общественно-политической организации по обеспечению работоспособности соответствующей структуры, по мобилизации членов данной организации на достижение программных целей, на решение поставленных залам. Поскольку государство является политическим институтом, то и управленческие отношения в каждом государственном ведомстве, организации также можно причислить к данному виду управления.

Особенностью третьего вида управления является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций, функционирующих в политической сфере, что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом организаций, созданных в других сферах общества, прежде всего в экономике. Управление политическими организациями основано как па умелом воздействии на мотивацию членов данных организаций, так и на возможностях субъекта управления (руководства политической партии, государственного ведомства, иной политической организации) опереться на статусные ресурсы власти, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы.

В современной науке сложилась ситуация, когда первый и третий из названных видов управления в политике оказались в фокусе других дисциплин. Так, государственное управление политическими процессами рассматривается как часть государственного регулирования и управления, пусть и имеющего свои специфические черты. Поскольку к настоящему времени завершается институциональное оформление такой отрасли научного знания как государственное управление, то все вопросы, связанные с управленческой активностью государства, неизбежно попадают в орбиту данной науки.

Управление в политических, в том числе в государственных организациях опирается, как отмечалось выше, на общие принципы менеджмента, теории, разработанной для оптимизации управления организациями, действующими в рыночной среде. И только управление политическими кампаниями общепризнанно является особым политическим видом управления, на изучение предметного поля которого не претендуют представители других управленческих дисциплин.

Следствием ситуации, когда отдельные виды управления в политике оказались в фокусе изучения смежных научных дисциплин, стало широкое и узкое толкование политического менеджмента. В широком смысле этим понятием обозначаются все виды управления в политической сфере. Такое понимание политического менеджмента позволяет объединить все многообразие управленческих отношений в политике в рамках одного концепта.

Вместе с тем предметом особого интереса исследователей и политиков-практиков было управление политическими кампаниями. Именно за этим видом управления закрепилось узкое понимание политического менеджмента. В соответствии с таким подходом политический менеджмент определяется как управление, отличительными чертами которого являются:

  • постановка целей, достижение которых позволяет политическому актору укрепить свои политические позиции, расширить свое влияние, получить доступ к статусным ресурсам политической власти;
  • отсутствие у субъекта управления статусных ресурсов власти и права создавать общеобязательные нормы при достижении этих целей;
  • невозможность опереться на принуждение и на право "легитимного насилия" в процессе управленческого воздействия;
  • использование особых технологий, предполагающих воздействие на мотивацию тех лиц, от кого зависит достижение поставленных целей.

Перечисленными качествами обладают виды политического менеджмента, показанные на рис. 1.2.

Рис. 1.2.

В категориальном аппарате современного научного знания существуют и другие понятия, обозначающие специфические виды управленческих воздействий в политической сфере, например "политический маркетинг" и "политический PR". В этой связи важным является сопоставление значений этих понятий с понятием "политический менеджмент".

  • Государственная политика / под ред. А. И. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 54.
  • Дубатова Т. Е. Роль прогнозирования в политическом управлении // Политическое управление. М.: Изд-во РАГС, 1998. С. 15.
  • Соловьев А. И. Государственная политика // Политология: Лексикон / под ред. А. И. Соловьева. С. 70.

Глава I

МЕСТО И РОЛЬ

ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные за­дачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достиже­ние конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управ­ленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного об­щества.

Что такое политический менеджмент?

Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менедж­мент в системе политического управления, выделим вначале наи­более общие его типы. Первый тип управления в политике - суб­станциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохра­няется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизвод­ство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация (1). На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

Реляционистский тип управления (от франц. ге1аtion - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных,потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управ­ленческий процесс.

В этой особенности реляционистского типа управления од­новременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, ини­циировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неиз­бежных ошибках человека, а главное, в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.


В политике управление как субъектно-объектные отношения су­ществует в трех основных видах:

а) управленческие отношения, возникающие между государствен­ными должностными лицами и государственными органами, высту­пающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населени­ем или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления
обычно называют государственным управлением, потому что его субъ­ектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент государственно-административное управление, включающее все многообразие управленческой деятель­ности, осуществляемой органами исполнительной власти (прави­тельством, министерствами, ведомствами и иными госучреждения­ми).

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми ста­тусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих реше­ний. В современном обществе государственное управление осущест­вляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреж­дениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является мно­гоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычай­но разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений;

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государст­венных и политических организаций с целью упорядочения их деятель­ности, повышения эффективности работы. Их особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в госу­дарственных учреждениях и политических организациях также осно­вано на возможности субъекта управления (руководства государст­венного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы;

в) управленческие отношения, где субъект (политическая органи­зация, группа давления, государственный деятель) не может опереть­ся на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому выну­жден прибегать к иным формам и методам воздействия на предпола­гаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом .

Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

1.Укрепление авторитета государственного или политического дея­теля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов» (2). И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направлен­ных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

2. Создание благоприятных условий для деятельности государствен­ного учреждения, политической партии, общественной организации пу­тем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа. Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управ­ления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполне­ния. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обма­нутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последо­вательность нормативных, правовых изменений, но и воздейство­вать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их _ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необхо­димости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

4. Формирование электоральных предпочтений населения. Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса из­бирателей.

5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и со­глашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи. Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения си­лы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным неже­ланием играть по общим правилам. Политические конфликты дес­табилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфлик­тов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами. Здесь требуется применение особых технологий регулирования кон­фликтных ситуаций.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения. Современные общества крайне дифференцированы, в них представлены различные социальные группы, стремящиеся к артику­ляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государствен­ные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И, как бы мы ни относились к этому феномену современной поли­тической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

8. Мобилизация масс для политической поддержки. Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация мас­совых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и* для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического ме­неджмента.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, дейст­вующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результа­тов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализа­ции субъект управления не может воспользоваться властными полно­мочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином го­сударственном учреждении, он может примкнуть к любой поли­тической организации, разрешенной в стране, и т.д.

Таким образом, политический менеджмент отличается от госу­дарственного управления и управления в государственных учрежде­ниях и политическихорганизациях следующим:

Во-первых, в политическом менеджменте субъект управления лишен права. а) опереться на государственное принуждение, применить меры воздействия в отношении нарушителей законов или распоряжений исполнительной и судебной власти, что доступно субъектамгосударственного управления; б) прибегнуть к применению санкций как это могут делать руководители государственных учреждений или политических организаций в отношении своих подчиненных. Следовательно, способы влияния субъекта политического менеджмента на управляемый объект должны быть весьма специфичными, иметь особые формы воздействия на мотивационную структуру личности;

Во-вторых, государственное управление и управление в государственных и политических организациях (если речь не идет о произволе отдельных лиц) строится главным образом на принципе нормотворчества. Иными словами, государственные органы или должностные лица наделены правом принимать законы, указы, иные нормативные акты, обязательные для соответствующих групп населения, а механизм санкций используется ими для направления деятельности людей в русло принятых норм. В итоге управление обретает в значительной степени обезличенный характер, управленческие решения ориентируются не столько на конкретных людей, сколько наопределенное понимание того, какими должны быть общие, по возможности наиболее оптимальные модели общественного поведения, воспроизводимые в действиях многих людей, так как в принципе практически всех, или по крайней мере большинство, можно вставить подчиняться принятому закону. В политическом менедж­менте субъект управления лишен легитимного права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия, поэтому он вынужден влиять, навязывать свои правила игры, опираясь на знание особенностей мотивации конкретных людей, психологии личности и психологии масс.

В-третьих, в рамках политического менеджмента решаются весьма специфические задачи. Решение этих задач помогает политическим субъектам укреплять свои позиции на политической арене, одержи­вать победу в конкурентной борьбе, усиливать влияние на массы. Очевидно, что эти задачи очень важны для политических субъектов, стремящихся к расширению сферы своего воздействия на общество, к реализации своих планов, политических программ и проектов. Од­нако отношение населения к этим задачам всегда будет неодно­значным, потому что за ними проступают личные амбиции, группо­вые интересы, корыстные цели. Вот почему эти задачи обычно не афишируются. Вряд ли можно представить себе политическую кам­панию, где в качестве открыто декларируемой цели было бы провоз­глашено повышение авторитета президента или престижа какого-то министерства, лоббирование налоговых льгот для финансово-промышленной корпорации или оказание влияния на политических союзников.

В-четвертых, в рамках политического менеджмента складываются особые приемы, способы решения управленческих задач. Совокуп­ность таких приемов принято называть политическими технологиями.

Влитературе есть два подхода к определению понятия «поли­тические технологии». Сторонники первого рассматривают поли­тические технологии как универсальную составляющую любого управленческого процесса в политике. Так, в «Политической энцик­лопедии» указывается, что политические технологии «представляют собой способ упорядочения целесообразной практической деятель­ности, совокупность приемов, направленных на преобразование (из­менение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданно­го результата (цели)» (3). Близкое по содержанию определение дает А.И. Соловьев: «Политические технологии представляют собой со­вокупность последовательно применяемых процедур, приемов и спо­собов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» (4).

Сторонники другого подхода, и автор относится к их числу, скло­няются к мнению, что политические технологии - это один из видов управленческих технологий в политике, присущий исключительно политическому менеджменту. Технологии, складывающиеся в систе­ме государственного управления и в системе управления в государст­венных и политических организациях, имеют ряд отличительных черт, и смешение их с чисто политическими технологиями не позво­лит увидеть специфику последних.

Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъ­ект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права созда­вать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на
людей с целью изменения их поведения, которые исключают приме­нение прямого принуждения, физического насилия. В этом за­ключается специфика политических технологий.

Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, по­буждающие людей действовать в соответствии с интересами политическогосубъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

Забегая вперед, скажем, что политический менеджмент ставит перед обществом немало сложных этических проблем, в основе ко­торых лежат несовпадение групповых и общественных интересов, острая конкуренция в политическом пространстве, различия в идео­логических взглядах и ценностных ориентациях политических субъектов и постоянное искушение решить свои политические проблемы любыми способами. Подробнее об этом мы будем говорить в за­ключительной главе.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать об­щеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» н поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.