Законодательная база российской федерации. Арбитражный суд республики алтай Правительство российской федерации

"О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации"

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,

согласно постановлениям Правительства РФ:

от 16.04.2011 г. № 282, от 09.01.2014 г. № )

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Федерального закона " " Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

2. Определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения в соответствии с показателями согласно приложению.

3. Установить, что реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 40, ст. 3817);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 43, ст. 4924);

пункты 8 и 12 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1513 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 49, ст. 5601);

пункты 9 и 13 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. № 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 6, ст. 776).

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

В целях настоящих Правил под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:

Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";

решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;

запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".

2. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

3. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

4. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

5. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , значений:

допустимой массы транспортного средства;

допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

6. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:

П Р - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

Р ПМ - размер вреда при превышении значения допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

Р ПОМ1 , Р ПОМ2 ,.... Р ПОМ i - размер вреда при превышении значений допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

T ТГ - базовый компенсационный индекс текущего года, рассчитываемый по следующей формуле:

T ПГ - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т2008 = 1);

I ТГ - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

7. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

8. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, перечисленных в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Возврат указанных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Решение о возврате указанных средств собственниками частных автомобильных дорог принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Приложение

к Правилам возмещения вреда,
причиняемого транспортными
средствами, осуществляющими
перевозки тяжеловесных грузов

Методика расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

1. Настоящая методика определяет порядок расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - транспортные средства).

2. При определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, учитывается:

величина превышения значений допустимых осевых нагрузок и массы транспортного средства, в том числе в период введения временных ограничений движения по автомобильным дорогам;

расположение автомобильной дороги на территории Российской Федерации;

значение автомобильной дороги.

3. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимых осевых нагрузок на одну ось (Р пом i ) рассчитывается по формулам:

(для дорог с одеждой капитального и облегченного типа),

(для дорог с одеждой переходного типа),

К дкз - коэффициент, учитывающий условия дорожно-климатических зон, приведенный в таблице 2;

К сез. - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Принимается равным единице при неблагоприятных природно-климатических условиях, в остальное время принимается равным 0,35;

Р исх. - исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги на 5 процентов, приведенное в таблице 1;

П ось - величина превышения фактической осевой нагрузки над допустимой для автомобильной дороги, тонн/ось;

Н - нормативная (расчетная) осевая нагрузка для автомобильной дороги, тонн/ось;

a , b - постоянные коэффициенты, приведенные в таблице 1.

4. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении значений допустимой массы на каждые 100 километров (Р пм) определяется по формуле:

К кап.рем. - коэффициент, учитывающий относительную стоимость выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в таблице 2;

К пм - коэффициент влияния массы транспортного средства в зависимости от расположения автомобильной дороги на территории Российской Федерации, приведенный в таблице 2;

с, d - постоянные коэффициенты, приведенные в таблице 1;

П пм - величина превышения фактической массы транспортного средства над допустимой, процентов;

Таблица 1

Нормативная (расчетная) осевая нагрузка, тонн/ось

Р исх. руб./100 км

Постоянные коэффициенты

8500

0,27

7365

123,4

1840

37,7

7365

123,4

11,5

39,5

7365

123,4

Примечание. Приведенные в таблице 1 параметры предназначены для автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги на 5 процентов, и постоянные коэффициенты для региональных или межмуниципальных и муниципальных автомобильных дорог устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.

Таблица 2

Федеральный округ Российской Федерации

К дкз

К кап.рем.

К пм

для дорог федерального значения

для дорог регионального, межмуниципального, местного значения и частных дорог

Центральный

2,07

0,285

Северо-Западный

2,14

1,07

0,785

0,294

Южный

1,65

0,96

1,103

0,342

Приволжский

1,67

0,94

0,76

0,353

Уральский

1,03

0,662

0,348

Сибирский

2,06

1,01

0,628

0,261

Дальневосточный

2,14

1,35

0,708

0,665

Северо-Кавказский

1,48

0,96

0,793

0,328

Крымский

0,96

0,424

0,104


Приложение

к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2009 г. № 934
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2014 г. № 1590)

Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения

Таблица 1

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, рассчитанных под осевую нагрузку 10 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства

(рублей на 100 км)

Федеральный округ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Северо-Кавказский

Крымский

До 10

2747

2386

1637

1520

2059

1963

2773

1387

1274

Свыше 10 до 20

4392

3815

2618

2430

3291

3139

4434

2218

2037

Свыше 20 до 30

7026

6102

4188

3887

5265

5021

7093

3548

3258

Свыше 30 до 40

10616

9221

6329

5874

7956

7587

10718

5361

4923

Свыше 40 до 50

15141

13152

9026

8377

11347

10821

15286

7646

7022

Свыше 50 до 60

20584

17879

12271

11389

15426

14711

20781

10395

9546

Свыше 60

Примечание . В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.

Таблица 2

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, рассчитанных под осевую нагрузку 11,5 тонн/ось, от превышения допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства

(рублей на 100 км)

Превышение допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов)

Федеральный округ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Северо-Кавказский

Крымский

До 10

1187

1031

1199

Свыше 10 до 20

1720

1494

1026

1289

1230

1737

Свыше 20 до 30

2574

2236

1534

1424

1929

1839

2599

1300

1194

Свыше 30 до 40

3737

3246

2228

2068

2801

2671

3773

1887

1733

Свыше 40 до 50

5204

4520

3102

2879

3900

3719

5253

2628

2413

Свыше 50 до 60

6967

6052

4153

3855

5221

4979

7034

3518

3231

Свыше 60

рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

Примечание . В период временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с неблагоприятными климатическими условиями значения размера вреда, установленные в настоящей таблице, увеличиваются в 2,9 раза.

Таблица 3

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения от превышения допустимой для автомобильной дороги массы транспортного средства

(рублей на 100 км)

Превышение допустимой массы (процентов)

Федеральный округ

Центральный

Северо-Западный

Южный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Северо-Кавказский

Крымский

До 10

8599

7225

9105

6143

5863

5454

8219

6546

3500

Свыше 10 до 20

9833

8262

10412

7025

6705

6237

9398

7486

4002

Свыше 20 до 30

11067

9299

11719

7906

7546

7020

10578

8425

4505

Свыше 30 до 40

12301

10336

13025

8788

8388

7802

11757

9365

5007

Свыше 40 до 50

13535

11373

14332

9669

9229

8585

12937

10304

5509

Свыше 50 до 60

14769

12410

15639

10551

10070

9368

14116

11243

6012

Свыше 60

рассчитывается по формулам, приведенным в методике расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, предусмотренной приложением к Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

Примечание. При определении размера вреда согласно таблице 3 для дорог регионального, межмуниципального, местного значения и частных дорог следует умножать значение размера вреда на коэффициент К, значения которого приведены в таблице 4.


Таблица 4

Федеральный округ

Коэффициент К

Центральный

0,285

Северо-Западный

0,375

Южный

0,310

Приволжский

0,464

Уральский

0,526

Сибирский

0,416

Дальневосточный

0,939

Северо-Кавказский

0,414

Крымский

0,414



В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

2. Определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения в соответствии с показателями согласно приложению.

3. Установить, что реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 40, ст. 3817);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4924);

пункты 8 и 12 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1513 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5601);

пункты 9 и 13 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 776).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

2. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

3. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

4. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

5. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

6. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей :

7. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

8. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, перечисленных в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Возврат указанных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Решение о возврате указанных средств собственниками частных автомобильных дорог принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

2. Определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения в соответствии с показателями согласно приложению.

3. Установить, что реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Признать утратившими силу:

от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 40, ст. 3817);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4924);

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

2. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

3. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

4. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

5. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

6. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:

П_р = [Р_пм + (Р_пом1 + Р_пом2 + .... + Р_помi)] x S х T_тг,

П_р - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

Р_пм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

Р_пом1 , Р_пом2 , ... Р_помi - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

T - базовый компенсационный индекс текущего года,

тг рассчитываемый по следующей формуле:

T_тг = Т_пг х I_тг,

Т_пг - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т_2008 = 1);

I_тг - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

7. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

8. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, перечисленных в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Возврат указанных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Решение о возврате указанных средств собственниками частных автомобильных дорог принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2009 г.
N 934

Действует Редакция от 16.11.2009

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вид документа постановление, правила
Принявший орган правительство рф
Номер документа 934
Дата принятия 02.12.2009
Дата редакции 16.11.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • "Российская газета", N 221, 24.11.2009
  • "Собрание законодательства РФ", N 47, 23.11.2009, ст. 5673
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Постановление

В соответствии с частями и статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

2. Определить размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения в соответствии с показателями согласно приложению.

3. Установить, что реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Признать утратившими силу:

от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 40, ст. 3817);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4924);

пункты и изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1513 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5601);

пункты и изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 776).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2009 г.
N 934

ПРАВИЛА ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации (далее соответственно - транспортные средства, автомобильные дороги), вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.

2. Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

3. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Расчет платы в счет возмещения вреда осуществляется на безвозмездной основе.

4. Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

5. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г) базового компенсационного индекса текущего года.

6. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по следующей формуле:

П_р = [Р_пм + (Р_пом1 + Р_пом2 + .... + Р_помi)] x S х T_тг,

П_р - размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги (рублей);

Р_пм - размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

Р_пом1 , Р_пом2 , ... Р_помi - размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, определенный соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог (рублей на 100 километров);

i - количество осей транспортного средства, по которым имеется превышение предельно допустимых осевых нагрузок;

S - протяженность участка автомобильной дороги (сотни километров);

T - базовый компенсационный индекс текущего года,

тг рассчитываемый по следующей формуле:

T_тг = Т_пг х I_тг,

Т_пг - базовый компенсационный индекс предыдущего года (базовый компенсационный индекс 2008 года принимается равным 1, Т_2008 = 1);

I_тг - индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в части капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на очередной финансовый год, разработанный для прогноза социально-экономического развития и учитываемый при формировании федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

7. Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

8. Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в счет возмещения вреда, перечисленных в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Возврат указанных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Решение о возврате указанных средств собственниками частных автомобильных дорог принимается в 7-дневный срок со дня получения заявления плательщика.

Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2009 г.
N 934

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ, ПРИ ДВИЖЕНИИ ТАКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Таблица 1

Размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства

Превышение предельно допустимой массы транспортного средства (тонн)
До 5 240
Свыше 5 до 7 285
Свыше 7 до 10 395
Свыше 10 до 15 550
Свыше 15 до 20 760
Свыше 20 до 25 1035
Свыше 25 до 30 1365
Свыше 30 до 35 1730
Свыше 35 до 40 2155
Свыше 40 до 45 2670
Свыше 45 до 50 3255
Свыше 50 по отдельному расчету <*>

<*> Расчет размера вреда осуществляется с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства.

Таблица 2

Размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства

Превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (процентов) Размер вреда (рублей на 100 км) Размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями (рублей на 100 км)
До 10 925 5260
Свыше 10 до 20 1120 7710
Свыше 20 до 30 2000 10960
Свыше 30 до 40 3125 15190
Свыше 40 до 50 4105 21260
Свыше 50 до 60 5215 27330
Свыше 60 по отдельному расчету <*>

<*> Расчет размера вреда осуществляется с применением метода математической экстраполяции значений размера вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

03.12.2012

Журнал "Судебная практика в Западной Сибири" № 4 (12) 2012г.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗМЕЩЕНИЕМ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПЕРЕВОЗКОЙ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

Гуткович Евгений Михелевич, судья Арбитражного суда Республики Алтай, доцент кафедры гражданского права Горно-Алтайского государственного университета

Ключевые слова: внедоговорные обязательства, возмещение вреда, дороги, перевозка тяжеловесных грузов.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации сохранила, закрепленную еще в Институциях Гая, двучленную основу систематизации обязательств, которые по основаниям возникновения делятся на две большие группы: договорные и внедоговорные.

Вопрос об обязательствах, включаемых в состав внедоговорных, до настоящего времени предмет научных дискуссий. При этом бесспорным является отнесение обязательств из возмещения вреда к внедоговорным, поскольку на это прямо указано в пункте 2 статьи 307 Кодекса.

Анализ арбитражной практики по спорам, связанным с применением законодательства, регулирующего дорожную деятельность, и в частности, вопросы ответственности за вред, причиненный перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов, выявил несколько проблемных вопросов, которым посвящена эта статья.

Появление на наших дорогах автопоездов и большегрузных автомобилей потребовало от Министерства транспорта РФ вплотную приступить к совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере дорожной деятельности. При этом остро встал вопрос об ответственности перевозчиков за вред, который тяжеловесный транспорт причиняет дорогам. За последние два года серьезные изменения были внесены в Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, приняты новые постановления Правительства РФ и нормативные акты Минтранса РФ.

Вслед за изменением законодательства совершенствуется и судебная практика рассмотрения данной категории дел. Отдельным вопросам, которые приходится решать при рассмотрении исков о взыскании внедоговорного вреда при перевозке тяжеловесных грузов, посвящена данная статья.

Основания ответственности за вред.

Согласно статье 46 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма является отсылочной. Основания и порядок применения мер ответственности, виды мер ответственности определяются нормами соответствующего отраслевого законодательства (в частности, гражданского, уголовного, законодательства об административных правонарушениях), например нормами Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, иных нормативных правовых актов.

Основанием для применения мер гражданской ответственности является нарушение прав и законных интересов участников гражданского оборота, в том числе публичных собственников.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По общему правилу для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между ними, а также вину причинителя вреда.

Законодательство, регулирующее вопросы возмещения вреда, причиненного дорогам при перевозке тяжеловесных грузов, позволяет выделить несколько оснований ответственности: предварительное возмещение вреда при выдаче разрешения на транспортировку грузов; последующее - при транспортировке тяжеловесных грузов без специального разрешения; а также возмещение вреда при выявлении факта превышения максимально разрешенной массы груза или с превышением нагрузки на ось транспортного средства.

Перевозка тяжеловесных грузов транспортными средствами с разрешения уполномоченных органов не может рассматриваться как противоправная деятельность, приносящая вред дорогам, находящимся в государственной, муниципальной или частной собственности. Однако, освобождение владельца транспортного средства от возмещения вреда, который, безусловно, причиняется дороге при транспортировке тяжеловесных грузов, является нарушением гражданских прав владельца дороги, вынужденного тратить значительные средства на восстановление своего (закрепленного за ним) имущества.

Положениями пункта 3 статьи 1064 ГК РФ допускается возмещение вреда, причиненного правомерными действиями. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" указано, что применительно к Федеральному закон у "Об охране окружающей среды" допускается ответственность за вред, причиненный правомерными действиями, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде ( Федерального закона "Об охране окружающей среды"); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы ( Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Предварительное возмещение вреда, который может быть причинен правомерными действиями, осуществляется добровольно либо по решению суда. При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде или её отдельным компонентам (землям, водным объектам, лесам, иным объектам, находящимся в общественном пользовании), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в указанных отраслях, эти таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Верховный Суд РФ указал, что отсутствие такс и методик исчисления размера вреда не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда может быть произведено исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния поврежденных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

Ранее, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.07.1998 N22-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", анализируя экономическую природу таких платежей в сравнении с платежами, взимаемыми в дорожные фонды, пришел к выводу о гражданско-правовой природе такой платы.

Суд указал, что налоговые платежи в дорожные фонды предназначены для возмещения расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог в условиях их обычной эксплуатации.

Целевое назначение платежей за перевозку тяжеловесных грузов, также поступающих в дорожные фонды, иное. Они призваны компенсировать ущерб в результате преждевременного износа дорожного полотна, причиняемый перевозкой тяжеловесных грузов по дорогам, находящимся в публичной собственности.

Суд указал, что такие сверхнормативные расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с владельцев транспортных средств, заинтересованных в особых условиях транспортировки. Именно с этой целью Правительством Российской Федерации введена плата за провоз тяжеловесных грузов.

Хотя Конституционный суд РФ не дал прямых оснований считать эту плату компенсацией вреда, подлежащего возмещению в порядке привлечения причинителя вреда к деликтной ответственности, в решениях судов с 1999 года стали появляться ссылки на нормы главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Совершенствование законодательства в области дорожной деятельности, в том числе и с учетом сложившейся судебной практики, устранило пробел в определении правовой природы платежей за перевозку тяжеловесных грузов.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения (ч. 1) . Для получения специального разрешения требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3) . Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако при предварительном возмещении вреда в порядке получения разрешения на перевозку тяжеловесных грузов условия генерального деликта к этим правоотношениям не могут быть применены, поскольку отсутствует противоправность поведения причинителя вреда и вред подлежит возмещению еще до его причинения.

Размер ответственности за вред

Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 N 934 (далее - Правила № 934), установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда, причиненного дорогам федерального значения, определяется в зависимости от предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.

В Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) под "тяжеловесным грузом" понимается - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 .

С 1 января 2013 года в главу 5 Федерального закон а "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» вводится статья 31.1. «Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения», согласно которой движение транспортных средств, имеющих такую массу, по автомобильным дорогам допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам такими транспортными средствами.

В этих целях под разрешенной максимальной массой транспортного средства, понимается значение массы снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанной в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой, за исключением седельного тягача, для которого применяется значение массы без нагрузки, указанной в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства).

Указанные изменения существенно снижают предельную массу транспортных средств, установленных Правилами № 272, что повлечет за собой увеличение размера компенсации за причиненный вред при выдаче специального разрешения, поскольку снижение предельной массы транспортных средств обусловлено не их техническим состоянием, которое постоянно повышается, а состоянием дорог в Российской Федерации.

Соотношение требований технического регламента транспортного средства и предельной массы разрешенного к перевозке груза было предметом спора по иску о возмещении вреда в Федеральном арбитражном суде Центрального округа. В постановлении от 22.08.2012 по делу NА08-9779/2011 кассационная инстанция указала, что апелляционный суд обоснованно не принял во внимание довод ответчика об отсутствии оснований для возложения ответственности за причиненный дороге вред, поскольку параметры нагрузки на оси транспортного средства, зафиксированные в акте N5 от 25.06.2011, менее предельно допустимой нагрузки, установленной требованиями технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Суд согласился с мнением апелляционной инстанции указавшей, что установленные техническим регламентом требования призваны обеспечить безопасную эксплуатацию самого транспортного средства, в то время как установление предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства направлено на обеспечение безопасной эксплуатации дорожного покрытия. Фактически соблюдение нагрузок, установленных техническим регламентом , гарантирует исправную эксплуатацию транспортного средства, но не исключает возможности причинения данным транспортным средством ущерба дорожному покрытию при превышении осевых нагрузок, установленных с учетом качественных характеристик этого дорожного покрытия. В техническом регламенте не приводится определений тяжеловесного и крупногабаритного грузов, и соответственно не задаются весовые и габаритные параметры для отнесения груза к категории тяжеловесного или крупногабаритного. Таким образом, инструкция и технический регламент имеют разные предметы правового регулирования.

При определении размера вреда , причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, нужно учитывать, что в приложении № 1 к Правилам № 934 установлены показатели размера вреда при движении транспортных средств по автомобильным дорогам только федерального значения.

Размер платы в счет возмещения вреда в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил № 934 рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства, по приведенной в Правилах формуле.

Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, определяется в соответствии с пунктом 7 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В большинстве субъектов Российской Федерации высшими исполнительными органами государственной власти приняты соответствующие постановления, установлены показатели для определения размера вреда применительно к формуле расчета, приведенной в Правилах № 934, но с другими количественными показателями, соответствующими состоянию региональных и межмуниципальных дорог.

Органы местного самоуправления наделены такими же полномочиями в соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона.

В случае если маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходит по частной автомобильной дороге, то согласно части 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется собственником автомобильной дороги.

Представляется, что вопрос о выдаче разрешения на проезд по частной дороге и о размере возмещения вреда должен решаться не в административном порядке, а путем заключения соответствующего договора, поскольку владелец дороги не является субъектом публичного права.

Лицо, ответственное за вред.

Согласно статье 1079 ГК РФ о бязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие транспортным средством.

Оценив правомерность привлечения организации к ответственности за вред, причиненный при транспортировке грузов по региональной дороге и, удовлетворяя кассационную жалобу Дорожного агентства Республики Коми на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 25 ноября 2011 г. по делу N А75-10359/2010 указал, что суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы общества о передаче, находящегося у него в аренде автомобиля и в собственности - прицепа, по договорам аренды и субаренды предпринимателю.

Сами по себе договоры аренды, не могут самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания доказанности владения предпринимателем автомобилем и прицепом на момент причинения вреда. Также же, как и нарушения требований приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Инструкции Министерства финансов СССР N 156, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом", допущенные обществом при заполнении путевого листа от 20.03.2010 N 86 не свидетельствует о том, что автомобиль и прицеп не принадлежат обществу.

Аналогично и по делам, вытекающим из административных правоотношений, связанных с привлечением перевозчика к ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ необходимо установление лица, ответственного за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2012 по делу N А45-9335/2012 отмечено, что суды первой и апелляционной инстанций правильно оценили обстоятельства дела и удовлетворили заявление ООО «АБК-Логистик» об отмене постановления административного органа.

Судом было установлено, что транспортное средство принадлежит ООО "АБК Трейд", однако ООО "АБК-Логистик" является его арендатором по договору аренды транспортного средства. Вместе с тем, водитель транспортного средства является работником ООО "АБК Трейд". Согласно путевому листу транспортное средство передано в распоряжение ООО "АБК Трейд". Из товарно-транспортной накладной следует, что грузоотправителем является ООО "АБК Трейд", грузополучателем ООО "Дорстрой", указания на перевозчика груза нет. В соответствии с актом взвешивания и рапортом должностного лица перевозчиком указано ООО "АБК Трейд".

Ссылка административного органа на объяснения механика ООО "АБС-Логистик" о согласии с фактом совершения правонарушения, не принята судами во внимание, поскольку не свидетельствует о том, что перевозка осуществлялась заявителем.

Из приведенных примеров судебной практики следует, что при выявлении уполномоченным органом фактов перевозки тяжеловесных грузов без специального разрешения или с превышением декларированных ограничений по массе и/или нагрузке на ось транспортного средства, достаточно усеченного состава генерального деликта для обязания владельца транспортного средства возместить вред в размере, который определяется расчетным путем.

При этом истец не обязан доказывать наличие фактического вреда, причиненного дороге перевозкой тяжеловесного груза, ни причинную связь между вредом и противоправным поведением владельца транспортного средства, вина которого презюмируется.

Право на предъявление иска

Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

При рассмотрении вопроса о наличии у государственного органа процессуального права на обращение в арбитражный суд с заявлением в защиту публичных интересов необходимо учитывать положения федерального закона, обуславливающего объемы и механизмы реализации этого права применительно к спорным отношениям.

Согласно Приказу Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 N 25656) заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы.

Выбор уполномоченного органа зависит от того по каким дорогам проходит маршрут. Так, если маршрут или его часть проходят по автомобильным дорогам федерального значения или по участкам таких дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, а также вне зависимости от маршрута в международном сообщении разрешение выдается Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).

На движение по дорогам (участкам дорог) регионального или межмуниципального значения, по дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований, при условии, что маршрут проходит в границах одного субъекта Российской Федерации и указанный маршрут или его часть не проходят по дорогам (участкам дорог) федерального значения - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На движение транспортного средства в случае, если маршрут транспортного средства проходит по частной автомобильной дороге, - собственником автомобильной дороги.

Во всех остальных случаях, нужно обращаться в орган местного самоуправления.

По выбору заявителя заявление подается в уполномоченный орган либо в уполномоченное им подведомственное учреждение (организацию), если маршрут перевозки начинается с автомобильной дороги и (или) территории обслуживания, закрепленной за данным учреждением (организацией). Согласование маршрута перевозки тяжеловесных грузов осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а при перевозках крупногабаритных грузов, дополнительно с органами ГИБДД МВД РФ.

Согласно пункту 8 Правил № 934 средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" правом осуществления проверки наделены Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Государственная автомобильная инспекция (Госавтоинспекция).

При выявлении нарушений на весовых пунктах, установленных на региональных и межмуниципальных дорогах в случаях, предусмотренных нормативными актами субъектов Российской Федерации, правом проверки наделяются уполномоченные органы субъекта РФ или территориальные подразделения Ространснадзора.

Ространснадзор уполномочен осуществлять весовой и габаритный контроль в стационарных и передвижных контрольных пунктах на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке с правом остановки транспортных средств и проверки наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» с правом составления акта.

В отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, контроль осуществляется только на стационарных контрольных пунктах федеральных дорог, а на дорогах регионального, межмуниципального назначения и местных путем взвешивания транспортных средств на весах, предоставленных владельцами дорог, с составлением соответствующего акта.

Приказом Минтранса РФ от 21.07.2011 N 193 был утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в соответствии с которым должностное лицо Ространснадзора осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства. Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.

Аналогичные положения содержатся в приказе Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 229 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок".

В соответствии с подпунктом 2.1.1.2.3 Регламента в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД) и Федеральное дорожное агентство.

Таким образом, независимо от того каким органом обнаружено нарушение правил перевозки грузов, в случаях прохождения маршрута по федеральным дорогам право на предъявление иска принадлежит исключительно Ространснадзору и его территориальным органам.

Поскольку Ространснадзор (его территориальные подразделения) не могут быть признаны лицом, заинтересованным в предъявлении иска о возмещении вреда, причиненного региональным и межмуниципальным дорогам перевозкой тяжеловесных грузов, с зачислением взысканной суммы в бюджет субъекта Российской Федерации, представляется, что надлежащим истцом может быть только орган субъекта РФ, уполномоченный на выдачу специального разрешения на проезд по соответствующей дороге.

Поэтому законодателю необходимо решить вопрос о порядке распределения средств взысканных по решению суда с причинителя вреда в случаях перевозки тяжеловесных грузов без разрешения и/или с превышением массы транспортного средства или с превышением нагрузки на ось, если часть маршрута проходила по региональным, межмуниципальным или муниципальным дорогам.

Если этот вопрос в случаях предварительного возмещения вреда решается в порядке согласования маршрута движения, то при выявлении случаев причинения вреда в связи с нарушением правил перевозки, зачисление суммы компенсации за причиненный вред только в федеральный бюджет, повлечет за собой нарушение прав владельцев дорог.